Для этого, по словам гендиректора компании Владимира Богданова, ей не нужно делать дорогостоящие покупки – достаточно разведывать и запускать новые месторождения.

«Сургутнефтегаз» не видит рисков снижения добычи нефти компанией из-за нехватки участков, сказал в Владимир Богданов. А при хорошей конъюнктуре возможен и рост добычи. «Прежде всего, уровень добычи будет определяться экономическими условиями: какие будут цены на нефть, курс рубля, налоговая политика государства. А активы у нас есть не только для поддержания текущего уровня добычи, но и для увеличения, если будет благоприятная ситуация», – сказал он.

«Сургутнефтегаз» – третья компания по добыче нефти в России. На ее долю приходится более 11% добычи в стране. Последние годы «Сургутнефтегаз» сохраняет добычу примерно на одном уровне, «делая акцент на повышении коэффициента нефтеотдачи, который является одним из самых высоких в стране», говорится в отчете компании. В 2016 г. ее добыча составила 61,8 млн т (+0,4% к 2015 г.), следует из отчета. При этом прирост запасов составил 103,9 млн т. В среднесрочной перспективе добыча останется примерно на этом же уровне благодаря геологоразведке и вводу новых месторождений, рассказал Богданов.

В 2015 г. «Сургутнефтегаз» был лидером среди российских компаний по поисково-разведочному бурению, его доля составила 25,2%, говорится в годовом отчете компании. За 2016 г. данных нет. Но в прошлом году компания открыла три новых месторождения и 20 залежей нефти на существующих месторождениях, сообщил Богданов на годовом собрании акционеров в четверг. По его словам, «Сургутнефтегаз» выполняет обязательства по сокращению добычи в соответствии с соглашением стран ОПЕК и присоединившихся к ним. В 2017 г. компания планирует добыть 61,1 млн т. Роста добычи ждать не стоит – в среднесрочной перспективе она сохранится на текущем уровне, скептичен управляющий директор GT Asset Management Сергей Вахрамеев.

Компания сможет увеличить добычу, если активно начнет вводить месторождения в Тимано-Печорском бассейне, где в последние несколько лет проводились геологоразведочные работы, считает аналитик «Атона» Александр Корнилов, но резкого роста не будет, для этого «Сургутнефтегазу» нужно приобрести какой-нибудь нефтяной актив. Компания редко тратит деньги, несмотря на то что на счетах у нее $34 млрд.

Последний раз «Сургутнефтегаз» участвовал в тендере в 2012 г. Тогда компания выиграла право разрабатывать в Ханты-Мансийском автономном округе Северо-Рогожниковское месторождение (им. Шпильмана, извлекаемые запасы – 90 млн т нефти), заплатила 46,2 млрд руб., что в 3,3 раза выше стартовой цены. Больше крупных инвестиций она не делала. Она не подавала заявку на участие в аукционе на одно из последних крупных месторождений нефти, оставшихся в нераспределенном фонде, – Эргинское, расположенное в Ханты-Мансийском автономном округе (извлекаемые запасы – около 100 млн т). Аукцион пройдет 12 июля, стартовый платеж – 7,4 млрд руб.

По словам Богданова, компания посчитала Эргинское менее эффективным по сравнению с уже имеющимися месторождениями. Впрочем, гендиректор добавил, что компания всегда смотрит на новые тендеры: «Мы всегда смотрим, изучаем, считаем, оцениваем риски».Основной регион добычи «Сургутнефтегаза» – Западная Сибирь (добыто 52,9 млн т в 2016 г.). Добыча здесь снижается – в прошлом году на 0,4%. Как сообщил на собрании заместитель главного геолога – начальник управления по разработке месторождений Владислав Байрамов, ее удалось стабилизировать. Добыча компании в Восточной Сибири растет – на 5,4% до 8,9 млн т в 2016 г., пишут Ведомости.