Добыча природного газа за 2016 г. выросла всего на 0,3% (до 3,55 трлн куб. м) и это худший показатель за последние 34 года, если не считать год сразу после последнего финансового кризиса, заявляют аналитики BP в своем ежегодном докладе Statistical Review. Потребление природного газа в 2016 г. увеличилось на 1,5% (63 млрд куб. м), что также меньше среднестатистического показателя за последние 10 лет (2,3%).

Сильнее всего спрос на газ в прошлом году вырос в Европе (6%, 28 млрд куб. м), Китае (7,7%, 16 млрд куб. м) и Иране (5%, 10 млрд куб. м). Но если потребности европейских потребителей были удовлетворены в большей степени поставками газа из России и Алжира по газопроводам, то рост китайского газового рынка пришелся в первую очередь на СПГ. Доля последнего в закупаемом Китаем объеме газа выросла с 43 до 47%.

В 2016 г. Россия добыла 579,4 млрд куб. м газа, из которых было экспортировано 204,8 млрд куб. м (+6%), включая 14 млрд куб. м СПГ.

Замедление темпов роста спроса на газ – это уже тенденция, говорит директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова. Несмотря на низкие цены, газ с трудом выдерживает конкуренцию со стороны других источников энергии, добавляет она. «Газ, который раньше рассматривался как идеальное «переходное топливо», все больше используется только в том случае, если остальные варианты по каким-то причинам недоступны».

В то же время увеличение объемов мировой торговли СПГ (6,48%) произошло в значительной степени благодаря новым проектам в Австралии, которая увеличила объем экспорта сжиженного газа на 19 млрд куб. м (25,2%). Старший экономист BP Спенсер Дейл ожидает, что в ближайшие три года мировое производство СПГ увеличится еще на 30%, пишут Ведомости.

С 2015 по 2020 г. мощности заводов по сжижению вырастут почти на 50%, это создает угрозу недостаточной востребованности и потенциальной недозагрузки российских трубопроводных проектов, предупреждает Митрова: «Придется активно конкурировать по цене, идти на дополнительные уступки покупателям по другим условиям контрактов, для того чтобы сохранить свое место на рынке».