Total и ENI приостановили платежи российским компаниям за поставки в апреле загрязненной нефти по трубопроводу «Дружба», пишет Reuters со ссылкой на источники. Французская и итальянская компании не будут платить до тех пор, пока не достигнут договоренностей с российской стороной о компенсации, уточнили источники.

Total и ENI уже уведомили об этом российских поставщиков, включая «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», добавили источники. Платежи будут возобновлены только после того, как будет определен ущерб и будут возобновлены поставки чистой нефти. «Зачем кому-то платить за эту нефть? Строго говоря, это не нефть, и никто в России не может четко объяснить, кто и кому будет давать компенсацию», — заявил один из источников. Total, Eni, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» не ответили на запросы Reuters о комментариях.

Как отмечает Reuters, оплата поставки миллионов баррелей загрязненной нефти должна была состояться 15 мая. Теоретически, западные покупатели имеют право отказаться платить за нефть, которую они купили, не зная, что она загрязнена, так как каждый контракт на продажу нефти сопровождается документом, в котором утверждается, что поставляемая нефть соответствует международным стандартам качества, поясняет агентство. Но продажи поставляемой по трубопроводу «Дружба» нефти регулируются российским законодательством, согласно которому оплата должна быть произведена. Если качество нефти недостаточно хорошее, то оплата должна сопровождаться требованием о возмещении убытков, отмечает Reuters. «Наша позиция ясна. Западные компании должны оплатить, а затем подать иск о возмещении убытков, который мы сможем покрыть позже», — заявил источник в крупной российской нефтяной компании.

Ранее Белоруссия пришла к выводу, что по трубопроводу «Дружба» страна получила 9 млн баррелей загрязненной нефти, стоимость которой по нынешним ценам оценивается в $500 млн. «Это (поставки загрязненной нефти — "Ведомости"), наверное, самое большое нарушение поставок нефти за всю историю России. Нефть продолжали поставлять по "Дружбе" во время "Пражской весны" 1969 г. и в 1991 г., когда распался Советский Союз», — напомнил один из источник. Единственным существенным нарушением экспорта нефти по трубопроводу «Дружба» была приостановка поставок на три дня из-за споров о ценах с Белоруссией в конце прошлого десятилетия, напоминает Reuters.

В свою очередь Белоруссия и Россия полностью согласовали порядок реализации "дорожной карты" по восстановлению транзита кондиционной российской нефти в страны Европы, но пока сохраняются "нюансы технического характера", заявил председатель концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков по итогам прошедших в понедельник в Москве переговоров по нефтяной тематике.

"Нет несогласованных вопросов, которые бы нам не позволяли двигаться по этой дорожной карте. Есть нюансы технического характера", - сказал Рыбаков, которого цитирует агентство БелТА.

Он пояснил, что в ходе переговоров уточнялись детали "дорожной карты" по замещению некачественной нефти на качественную как на транзитных направлениях, так и в полном объеме для потребностей Белоруссии. "Базовый технический вариант дорожной карты не претерпел никаких изменений. Обсуждение велось по нюансам", - сказал Рыбаков.

По его словам, первым этапом "идут документарные вещи". "За эту неделю мы должны обеспечить поддержку реализации этой карты юридическими документами, договорными отношениями. Над этим сейчас наши специалисты работают, я думаю, что мы уложимся в сроки", - отметил руководитель концерна.

По его словам, "нет сомнений, что на данном этапе ничего нерешаемого нет". "Дорожная карта, которая была определена вице-премьерами Беларуси и России Игорем Ляшенко и Дмитрием Козаком, начала реализовываться", - сказал Рыбаков.

Он также отметил, что "в этой дорожной карте есть четкое понимание, как в последующем обеспечить загрузку "Нафтана", которая была определена помесячно годовым бизнес-планом, рассчитываем на скорейшее возобновление его штатной загрузки". В настоящее время загрузка НПЗ "Нафтан" составляет около 50%, пишет Интерфакс.

Рыбаков констатировал, что Белоруссия технически готова к восстановлению транзита в Европу, но в текущей ситуации восстановление транзита зависит от технической готовности сопредельных государств. "Мы со своей стороны все технические возможности готовы задействовать и видим, как это делать. Дальше уже речь идет о сопредельных государствах и их возможностях. Ожидаем, когда начнутся соответствующие мероприятия по возобновлению транзитного потока", - сказал Рыбаков.