На "Тольяттиазот" давно привыкли к сюрпризам с негативным знаком. Но просчитать фантазию оппонентов главного российского производителя аммиака не всегда удается. Не удалось и в предновогодние дни.

16 декабря, как сообщили пресс-служба предприятия и СМИ, украинская государственная компания "Укрхимтрансаммиак" без предупреждения и обоснования прекратила прокачку аммиака, производимого ОАО "Тольяттиазот", хотя транспортировка аммиака других химических предприятий продолжается. Продукция тольяттинского завода не отгружается потребителям, в Одесском порту простаивают крупнотоннажные танкеры, которые прибыли за тольяттинским аммиаком. С середины декабря, в нарушение подписанных соглашений, "Укрхимтрансаммиак" не прокачал более 120 тыс. тонн аммиака, произведенного ОАО "Тольяттиазот".

По аммиакопроводу Тольятти - Одесса, который задумывался и строился как единый комплекс с "Тольяттиазотом", транспортируется большая часть производимого "Тольяттиазотом" аммиака. И как утверждают на предприятии, все обязательства по договоренностям с украинской стороной, включая своевременную оплату - немалую, между прочим, - за транспортируемый аммиак, "Тольяттиазот" выполняет и выполнял в полном объеме. И вот сюрприз под Новый год...

Вопрос эксплуатации трубопроводов совместного с Украиной пользования всегда выглядел несколько болезненно, так что можно было бы и привыкнуть. Но аммиака это обычно не касалось. Видимо, пришла пора.

Что имеем в сухом остатке? Эксперты в первом приближении попытались прикинуть убытки, которые уже сейчас оказываются значительными и ежечасно продолжают нарастать. По самым предварительным подсчетам, ОАО "Тольяттиазот" на сегодня потерял более полумиллиарда рублей. Потери ОАО "Трансаммиак", который контролирует российский участок аммиакопровода, оцениваются в сумму около 50 млн руб. Российские бюджеты различных уровней недополучили более 100 млн руб. По некоторым экспертным оценкам, финансовый "удар" по государственной компании "Укрхимтрансаммиак" и украинскому бюджету превысил 3,2 млн долларов. Многочисленные письма и обращения к руководству "Укрхимтрансаммиак" с целью прояснения и урегулирования ситуации остаются без ответа, хотя украинская сторона платит за свои действия высокую цену.

СМИ сообщают, что в настоящий момент ОАО "Тольяттиазот" практически остановило производство: аммиак не транспортируется, а все резервные емкости на территории завода уже заполнены. Агрегаты по выработке аммиака работают в холостом режиме и просто сжигают газ, что также ведет к серьезным материальным потерям, пишет «Российская газета».

Еще один очень важный момент. По мнению наблюдателей, если в ближайшее время транспортировка аммиака не возобновится, ОАО "Тольяттиазот" будет вынуждено остановить работу завода, что грозит уже серьезными социальными и экологическими последствиями.

Теперь вопрос, вернее, сразу несколько. Первый: кому выгодна "свистопляска" с транспортировкой аммиака, если и российская, и украинская стороны несут серьезные потери. Ответов и версий на сей счет и на предприятии "Тольяттиазот", и у тех, кто давно следит за ситуацией в отрасли, достаточно. Озвучить их еще будет время. Отметим, что, по мнению специалистов, прекращение транспортировки тольяттинского аммиака не связано с технологическими причинами. Мощность аммиакопровода Тольятти - Одесса рассчитана на перекачку 340 тонн аммиака в час. В настоящий момент по аммиакопроводу качают аммиак российский завод "Минудобрения" (Воронежская обл., Россошь) и украинский "Стирол" объемом по 120 тонн в час каждый. Таким образом, мощности аммиакопровода технологически позволяют уже сейчас перекачивать аммиак, производимый ОАО "Тольяттиазот" - объемом по 100 тонн в час.

Учитывая наличие технологической возможности для перекачки тольяттинского аммиака, а также отсутствие каких-либо разъяснений отключения тольяттинского завода со стороны "Укрхимтрансаммиака", в ОАО "Тольяттиазот" готовы рассматривать действия украинской стороны как целенаправленный подрыв многолетних партнерских отношений между компаниями. Поскольку убытки из-за этого несут обе стороны, на заводе предполагают, что украинская компания могла действовать в интересах третьих лиц, заинтересованных в дестабилизации ситуации на тольяттинском заводе.

С мотивами действий украинской стороны еще предстоит разобраться. Но сейчас важнее другое. Гораздо важнее, как, в какой форме, насколько оперативно государство может защищать своих производителей и должно отреагировать на эту ситуацию. Конечно, можно закрыть глаза - мол, спор хозяйствующих субъектов! Но ведь речь не идет о частном конфликте с поставкой компьютеров или партии праворульных внедорожников. Уже сегодня ясно, что без вмешательства федерального центра эту ситуацию разрешить, наверное, не удастся. В данном случае речь идет об экономике отрасли и даже целого региона, включая его социальную составляющую, которая может серьезно пострадать и уже несет потери из-за чьей-то глупости, некомпетентности, как минимум недобросовестности или - не дай Бог - злого умысла.