Снижение предельной концентрации серы в судовом топливе может уменьшить спрос на бункеровочный мазут и увеличить дефицит блендинговых компонентов с низким содержанием серы, согласно исследованию Thomson Reuters.

Допустимые нормы по содержанию серы в судовом топливе определяются Международной конвенцией по предотвращению загрязнения от судоходства (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL). Приложение 6 MARPOL определяет меры по предотвращению загрязнения воздушной среды, в частности оксидами серы, азота, органическими соединениями.

Для постепенного снижения выбросов организацией были выбраны зоны контроля (Emission Control Area, ECA), для которых вводились более строгие ограничения по содержанию серы, чем для других регионов. В состав ECA вошли Балтийский, Северный, Североамериканской и Карибский бассейны.

С 2010 года MARPOL снизила допустимое содержание серы в бункерном топливе, применяемом внутри ECA с 1,5 до 1%, а с 2015 допустимая концентрация снизилась до 0,1%. Для иных регионов предельная концентрация была уменьшена с 4,5 до 3,5% в 2011 году, а с начала 2020 года допустимое содержание серы составит 0,5%.

Чтобы соответствовать новым экологическим требованиям, судовладельцы вынуждены будут либо снизить содержание серы в топливе, либо использовать альтернативное топливо (метанол, газ, ДМЭ), либо оборудовать суда улавливающими серу скрубберами. Первый вариант наиболее вероятен в силу недостатка оснащенных очистными установками судов, а также производственной и инфраструктурной базы для применения альтернативного топлива.

Обеспечение спроса на судовое топливо со сниженным содержанием серы станет значимой проблемой для нефтепереработки. Это связано как с отсутствием в ряде регионов программ по строительству установок для снижения содержания серы в тяжелых фракциях, используемых для бункеровки, так и с ростом рынка грузоперевозок.

К 2020 году суммарные потребности Азии и Ближнего Востока в судовом топливе с 0,5% содержанием серы составят 6,3-7 млн тонн в месяц. Наиболее вероятным сценарием покрытия спроса станет производство блендов, что приведет к росту спроса на компоненты с низким содержанием серы.

Значительная часть Европейского региона уже включена в ECA, порядка 17% потребляемого топлива содержит 0,1% серы. Учитывая, что европейский рынок бункеровки практически не растет, предполагается, что спрос на топливо с 0,5%-ым содержанием серы составит порядка 1,06-1,23 млн тонн в месяц. Это спровоцирует рост импорта компонентов для блендинга (бензина и дизеля). Их дефицит составит порядка 27 млн баррелей в месяц к 2020 году.

В 2016 году в России было произведено 57,12 млн тонн мазута, из которых 42 млн тонн было экспортировано. Введение ограничений на использование топлива с высоким содержанием серы может привести к падению спроса на мазут и снижению рентабельности его производства. С другой стороны, спрос на сероочищенные фракции на традиционных рынках сбыта в ближайшей перспективе будет расти, что вкупе с завершением модернизации НПЗ увеличит экспорт данных продуктов, пишет Рупек.