автокластер

Россия создаст на территории Египта индустриальный парк, где ряд ключевых несырьевых отечественных компаний организуют углубленную сборку своей продукции. Об этом «Известиям» сообщил замминистра Минпромторга Георгий Калманов. По большей части речь идет о предприятиях машиностроительного сектора, а именно сборочных филиалах ГАЗа, УАЗа, КамАЗа и «АвтоВАЗа». 

— Мы планируем — и такие работы уже ведутся — формировать российскую промышленную зону для локализации производства российской продукции с выходом на египетский рынок и другие рынки Африки. Прежде всего там появятся компании транспортного машиностроения — всё то, что будет востребовано на местных рынках. Идет подборка площадки для этой промзоны, подготовка технико-экономических условий проектов, мастер-планов, параллельно выбираются резиденты. Мы надеемся на преференции и льготы: мировая практика говорит о том, что такие вещи предусматриваются. Что касается финансовых вложений в эти проекты, я полагаю, что могут быть различные варианты: как полностью российские проекты, так и совместные предприятия с местными партнерами, — рассказал Георгий Калманов.

Группа ГАЗ проявляет большой интерес к египетскому индустриальному парку, но пока не готова делать ставку исключительно на него.

— Мы очень внимательно следим за формированием этого промышленного кластера, но пока не до конца понятно, каковы условия работы на этой территории. Для себя мы пока не решили, будем ли мы работать в этом кластере или выберем какого-нибудь местного партнера, потому что там много автомобильных компаний с недозагруженными мощностями. Мы не можем раскрывать подробности, но предложения от местных компаний уже есть. По продукту им интересно всё, что есть в нашей группе. У нас уже есть поставки «Уралов», есть поставки средних грузовиков «ГАЗ», им интересна и другая техника, например автомобили скорой помощи, — рассказал директор по развитию международного бизнеса группы ГАЗ Леонид Долгов.

Оптимистичны и на УАЗе (входит в автомобильную группу Sollers Вадима Швецова).

— Мы заинтересованы в создании производства на территории Египта и на данный момент обсуждаем различные альтернативы реализации этого проекта. Рассматриваем несколько возможных партнеров для организации локальной сборки, изучаем условия организации производства и потенциальный спрос в этом регионе, — рассказала руководитель пресс-службы Sollers Екатерина Калинская.

Представители КамАЗа и «АвтоВАЗа» запросы  оставили без комментария. Впрочем, в мае этого года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что «АвтоВАЗ», не дожидаясь других российских компаний, уже возобновил сборку автомобилей в Египте, прерванную в 2013 году, ориентировочно в 2015 году тольяттинский завод соберет около 2,5 тыс. автомобилей.

Автопроизводители считают, что сборка в Египте с самого начала должна быть довольно глубокой.

— Рынок Египта является высокозащищенным, там высокие таможенные пошлины и невозможно быть конкурентоспособным на этом рынке, не производя продукцию на месте. Причем должна быть локализация производства свыше 40% — с собственными линиями сварки и окраски, — заметил представитель ГАЗа.

В Минэкономразвития сообщили, что российские компании при входе на рынок с производством получат национальный режим, то есть равные условия с египетскими компаниями и другими иностранными производителями — таможенные пошлины по автокомпонентам составляют 10–40%. Минпромторг, в свою очередь, надеется на получение российским кластером режима особой экономической зоны. По данным Минэкономразвития, в настоящее время в Египте действуют 12 инвестиционных зон и 67 индустриальных зон, 9 зон свободной торговли. Все эти кластеры созданы прежде всего для экспорта продукции с территории Египта и используют страну как удобный плацдарм в регионе.

Согласно материалам Минэкономразвития, предприятия в египетских ОЭЗ освобождаются от налога на прибыль на первые 5 лет с начала выпуска продукции. Автомобили, произведенные в ОЭЗ, могут экспортироваться без каких-либо разрешений регуляторов, а таможенный налог и налог с продаж выплачиваются только с той части продукции, которая произведена за счет импортированных составляющих. Земли в этих зонах не продаются, сдаются в аренду по начальной цене от $3,5 до $7 за 1 кв. м в год в зависимости от типа компании.

Объединение российских автокомпаний в отдельный кластер будет экономически выгодным, считает аналитик EU Partners Сергей Бургазалиев.

— Если несколько российских автокомпаний, сконцентрированных в одном месте, смогут объединить свои логистические потоки, то это даст ощутимый эффект экономии. Кроме того, с точки зрения технопарка гораздо удобнее делать одно подключение коммуникаций (электроэнергии, воды, отопления), чем тянуть инфраструктуру к отдельным участкам. Такая кооперация может дать очень хороший синергетический эффект, — объясняет аналитик.

Говоря о потенциале рынка Египта, Бургазалиев уверен, что он в большей степени интересен как трамплин для продвижения продаж «русского автомобиля» в Африке. Сейчас в Египте свои (либо в кооперации с местными компаниями) сборочные площадки имеют многие автогиганты: Fiat Chrysler, Mercedes-Benz, GM, PSA Peugeot Citroen, Hyundai, Suzuki, BMW JAC, Daewoo, Nissan и др. Кроме того, свыше 300 поставщиков автокомпонентов локализовали местное производство.

В то же время в стране с населением свыше 90 млн человек уровень автомобилизации чрезвычайно низкий — автопарк приближается лишь к 7,5 млн автомобилей (по данным на середину 2014 года); по итогам 2015 года ожидается регистрация всего лишь 211 тыс. новых легковых автомобилей, примерно столько же грузовиков и автобусов. Тем не менее с точки зрения промышленного потенциала египетский автопром занимает третье место на африканском континенте после Марокко и ЮАР.

Источник в автобизнесе рассказал, что иностранные автоконцерны (имеющие автозаводы в РФ) заинтересовались перспективами российского технопарка в Египте в сочетании с возможностями поддержки со стороны Российского экспортного центра (РЭЦ, создан в 2015 году ВЭБом).

— Автокомпании сейчас размышляют на этот счет, им интересен как экспорт [из России] готовых машин, так и комплектующих для последующей сборки, — сказал собеседник.