Как отметила замгубернатора Кемеровской области Екатерина Кутылкина, с 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция федерального закона «Об отходах производства и потребления», предлагающая два варианта вовлечения пневматических шин во вторичный оборот.

Производители, импортеры могут обеспечить самостоятельную утилизацию отработанных шин, создав собственную инфраструктуру или заключив договоры со специализированной организацией, имеющей лицензию на работу с этим видом отходов. Отчитаться о самостоятельном выполнении нормативов за истекший год необходимо будет до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Второй вариант – уплатить экологический сбор, который, в соответствии с постановлением правительства РФ, составляет 7 тыс. 109 рублей за тонну.

Норматив утилизации на 2017 год установлен в размере 20% общего объема выпущенных шин. В 2017 году производитель или импортер обязан либо утилизировать 20% произведенной и ввезенной продукции, либо заплатить экосбор за те же 20%. Сбор нужно перевести до 15 апреля года, следующего за отчетным, на расчётный счет территориального органа Росприроднадзора в федеральном казначействе

Таким образом, установлена возможность для производителей и импортеров частично утилизировать пневматические шины самостоятельно, уплатив при этом экологический сбор за неутилизированную часть продукции.

Порядок расходования средств экологического сбора, поступивших в федеральный бюджет, будет утвержден правительством РФ. Но действующей редакцией закона уже определено направление расходования – посредством реализации госпрограмм, в форме предоставления субсидий регионам. Субсидии помогут регионам развить инфраструктуру по сбору, утилизации и переработке отходов, будут способствовать решению природоохранных вопросов.

Коллегия рекомендовала угольщикам активизировать работу по передаче накопившихся шин на лицензированные предприятия по переработке отходов, работающие в Кузбассе.

Еще один вариант решения проблемы – наладить взаимодействие шахт и разрезов, переработчиков шин, производителей и импортеров. Для этого нужно заключать договоры на поставку шин с условием, что производители будут заниматься вопросами утилизации вместе с региональными предприятиями отходоперерабатывающей промышленности. Это облегчит угольщикам вывоз отработанных шин с площадок хранения, а производителям поможет выполнить норматив и сэкономить денежные средства.

По данным областного департамента природных ресурсов и экологии, в Кузбассе ежегодно образуется 14-15 тыс. тонн отработанных крупногабаритных шин, пишет топоф.

Управление Росприродназора по области сообщает, что в настоящее время в регионе работает 10 предприятий установленной мощностью переработки более 60 тыс. тонн в год (при непрерывном графике работы), имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отработанных шин пневматических разных типоразмеров.