7 декабря в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась международная конференция «Каучуки, шины и РТИ 2006», которую компания «Креон» проводила уже во второй раз.

В этом году участниками мероприятия стали более 70 представителей российских и зарубежных компаний, занимающихся производством и переработкой каучуков, выпуском шин и других РТИ, сырья и составляющих для названных видов продукции, а также специалистов торговых и инжиниринговых компаний, научных и проектных институтов.

На форуме обсуждались перспективы развития российского и мирового рынков каучука, шин и РТИ, проблемы сырьевого обеспечения и технологического перевооружения этих отраслей. Отдельное внимание было уделено одной из самых волнующих тем отрасли — переработке изношенных шин и РТИ.

С обзором мирового рынка каучуков выступил Сергей Басалов, начальник отдела синтетических каучуков и шин ОАО «СИБУР Холдинг». Он подчеркнул, что каучуковая промышленность относится к динамично развивающимся отраслям мировой экономики. В 2005 году общемировое потребление каучука составило 20,6 млн тонн. К 2010 году аналитики прогнозируют рост потребления каучуков в мире до 23,7 млн тонн, причем все более заметную роль среди потребителей этой продукции будет играть Китай. Так, к 2020 году в страну будет поставляться третья часть мирового объема производства каучуков.

Ключевой тенденцией развития мировой шинной промышленности, основного потребителя каучуков, в последние годы является постепенный технический перевод производственных мощностей на восток, а именно — в Восточную Европу и Азию, отметил С. Басалов. Он пояснил, что это объясняется более дешевыми операционными и капитальными затратами.

Некоторые аспекты развития российского рынка синтетических каучуков в России осветила инженер бюро анализа информации ВЭД и связей ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (КЗСК) Марина Проханова. Согласно приведенным ей данным, в I полугодии 2006 года в России было произведено 600,4 тыс. тонн синтетических каучуков, по сравнению с I полугодием 2005 года рост составил 3,2%. Крупнейшими отечественными производителями синтетического каучука являются ОАО «Нижнекамскнефтехим» с объемом производства 335,9 тыс. тонн в год, ОАО «Тольяттикаучук» (238,7 тыс. тонн), ОАО «Воронежсинтезкаучук» (219 тыс. тонн) и башкирский «Каучук» (165 тыс. тонн).

Во второй части доклада М. Проханова охарактеризовала позицию своего предприятия в отрасли и рассказала о перспективах его развития. В частности она отметила, что КЗСК на сегодняшний день выпускает порядка 12,5 тыс. тонн синтетического каучука. В 2006 году завод планирует увеличить производство каучуков и латексов на 30%, добавила специалист предприятия.

Одно из заседаний конференции было посвящено новым тенденциями в секторе добавок для каучуков и РТИ. Выступавшая на нем глава московского представительства Sasol O&S Елена Кувичинская представила вниманию участников добавку СМХ — гликолевый эфир, который используется для регулирования микроструктуры каучука, получаемого полимеризацией в растворе. Иван Крупей, менеджер по продажам АК «Химпэк», говорил о преимуществах тальков Mistron, позволяющих частично замещать техуглерод при производстве РТИ и тем самым придавать им новые свойства.

В докладе Максима Ткачева, начальника бюро планирования ОАО «Белшина», шла речь о перспективах развития производства сверхкрупногабаритных шин, которое существует на шинном заводе и в настоящий момент модернизируется. Он напомнил, что в рамках данного инвестиционного проекта предусмотрено создание производства цельнометаллокордных шин радиальной конструкции для карьерной техники мощностью 28,5 тыс. штук в год. Новые мощности будут вводиться в эксплуатацию поэтапно. Предполагается, что первые производственные линии начнут работать уже в декабре будущего года. Проект модернизации производства сверхкрупногабаритных шин на «Белшине» рассчитан до 2010 года.

О программе развития украинского ОАО «Черниговское Химволокно» рассказал главный инженер предприятия Игорь Пугач. Предваряя выступление, он отметил, что «Черниговского Химволокно» — последнее из предприятий данного профиля, существующих на Украине, и единственный в СНГ производитель полиамида-6.6.

По словам И. Пугача, усилие завода в данный момент сосредоточено на двух приоритетных направлениях: повышении модульности кордов и технических нитей для улучшения их качества и повышение качества самого материала, то есть его текстильная переработка. На реализацию проектов в рамках этих направлений «Черниговское Химволокно» в 2007 году планирует направить около 40 млн долларов.

На особенностях технологии переработки изношенной резины, в том числе шин, с помощью озона остановился один из ее разработчиков Михаил Башлачев. Для наглядности он начал доклад со статистики: «Ежегодно в мире свыше 1 млрд шин требуют утилизации. На мировых свалках сейчас скопилось более 10 млн тонн автопокрышек, из них в Европе — 5,5 млн тонн, в США — 3 млн тонн».

На сегодняшний день известны три технологии переработки использованных шин и РТИ: механическая, криогенная и озонная, отметил докладчик. Первая позволяет лишь измельчать изделия, поэтому в результате получаются фракции с ограниченной областью применения. С помощью двух других технологий можно выделять из старых шин и РТИ резину и подвергать ее вторичной переработке.

По словам М. Башлачева, озонная технология обладает рядом преимуществ по сравнению с криогенной, главное из которых — более низкие капитальные затраты и операционные расходы. Дело в том, что криогенная технология базируется на использовании жидкого азота, стоимость которого значительно выше, чем озона, пояснил он.

Недостатком озонной технологии, подчеркнул Михаил Башлачев, является то, что она еще не используется в промышленности. Первый завод на базе этой технологии сейчас строится в Таиланде.

Заместитель технического директора ОАО «Саранский завод “Резинотехника”» Татьяна Холодова рассказала о деятельности предприятия и о некоторых проблемах, с которыми приходится сталкиваться его коллективу.

Она напомнила, что в конце декабря завод, входящий в состав шинного холдинга «СИБУР-Русские шины», будет отмечать 40-летний юбилей. С самого начала своей деятельности предприятие практически не инвестировало средств в модернизацию производства, в покупку новых технологий, поэтому в настоящий момент испытывает серьезные трудности, отметила Т. Холодова.

По ее словам, сегодня предприятие ориентировано преимущественно на выпуск рукавов всех типов. Основные потребители этой продукции — российские автозаводы, в том числе ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, АвтоВАЗ.

Руководство «Резинотехники» ведет переговоры с головной компанией о получении инвестиций для дальнейшего развития, сказала представитель предприятия. В частности, завод планирует наращивать объемы выпуска рукавов, а также развивать производства ремней, транспортерных лент, формовые и неформовые РТИ.

Финальным аккордом в работе конференции стало выступление Майи Бухиной, заместителя главного редактора журнала «Каучуки и Резина», которое было посвящено актуальным проблемам современной науки в области эластомеров. Она отметила, что основное внимание наука сейчас уделяет каучукам (фторкаучукам, гидрированным бутадиенитрильным каучукам, бутадиеновым каучукам и полиуретанам). В центре внимания ученых также различные аспекты развития индустрии термоэластопластов, наполнителей, а также свойства адгезионных соединений, проблемы экологии производства и использования продукции, переработка отходов и методические новшества при рецептуростроении.

В целом участники остались довольны итогами конференции. Во время дискуссий они подсказали организаторам ряд вопросов, которые необходимо развивать на последующих мероприятиях, посвященных данной тематике.