Органические хлориды, транспортируемые вместе с нефтью по системе магистральных трубопроводов, не обладают коррозийной активностью к материалу трубопроводов, технологического оборудования и конструкциям резервуаров. Такой вывод содержится в заключении НИИ "Транснефть" по вопросу коррозийного воздействия органических хлоридов на объекты трубопроводного транспорта нефти, с копией которого ознакомился "Интерфакс".

Как отмечается в исследовании, органические хлориды используются в качестве реагента при добыче высоковязкой нефти: нефтедобывающие компании закачивают их в скважины для разжижения асфальто-смолистых отложений и увеличения отдачи пластов. Поэтому вещество попадает в трубопроводную систему только вместе с сырьем, полученным от производителей, "Транснефть" хлорорганические соединения в транспортируемую нефть не добавляет.

Органические хлориды оказывают критическое влияние на работу оборудования НПЗ, так как под воздействием температур более 150 градусов Цельсия вещества разлагаются с выделением соляной кислоты, которая приводит к значительной коррозии внутренней поверхности трубопроводов и оборудования завода, указывается в заключении. Кроме того, при взаимодействии с аммиаком, образующимся при гидрировании соединений азота, которые присутствуют в нефти, образуется хлорид аммония - белое порошкообразное вещество, которое забивает теплообменники, трубопроводы, запорную арматуру и другое оборудования НПЗ. "Хлориды также резко снижают эффективность катализаторов", - отмечают эксперты.

Из-за проблем, связанных с выходом из строя оборудования НПЗ в 2001 году, министерство энергетики своим приказом запретило применение хлорорганических реагентов в процессе добычи нефти, однако этот запрет был отменен в 2012 году.

Проблем, связанных с воздействием хлоридов на трубопроводы "Транснефти", не выявляется, так как при температурах перекачки, принятых в монополии (5-40 градусов Цельсия), разложения органических хлоридов не происходит, и тем самым отсутствует вероятность негативного влияния на работу магистральной трубопроводной системы, поясняют исследователи.

По информации НИИ, до 2002 года в ГОСТ по качеству приема нефти в систему трубопроводного транспорта не содержал требования по ограничению содержания органических хлоридов. "Таким образом, по большей части действующей магистральной трубопроводной системы на протяжении 20-30 лет транспортировали нефть без контроля содержания органических хлоридов, и за этот период негативных коррозионных воздействий со стороны данных химических соединений на трубопроводы и технологическое оборудование не выявлено", - говорится в заключении.

В настоящее время действует ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", который устанавливает ограничение по массовой доле органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 градусов Цельсия, не более 10 (ppm) мкг/г, пишет Интерфакс