налоги

Правительство подготовит законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, его параметры обсуждались на совещании 6 июня вечером у вице-премьера Дмитрия Козака с нефтяными компаниями.

Как сообщил «Ведомостям» участник совещания, на нем были зафиксированы ключевые параметры налогового маневра – отмена вывозных экспортных пошлин на нефть путем снижения пошлин на 5% в год в течение шести лет, а также введение отрицательного акциза на нефть для НПЗ.

Представитель Козака подтвердил факт обсуждения параметров завершения налогового маневра, но отказался обсуждать детали. «В кратчайшие сроки будет разработан соответствующий законопроект, который будет содержать конкретные параметры завершения налогового маневра. В правительстве уже на следующей неделе намерены обсудить его основные положения с участием нефтяных компаний», - сказал представитель вице-премьера Илья Джус. Договоренности с нефтяниками 30 мая о фиксации розничных цен на топливо в целом выполняются основными игроками отрасли и удалось добиться стабилизации ситуации на рынке, добавил он. 

Налоговый маневр – повышение НДПИ и снижение экспортных пошлин – был начат в 2015 г. Реформа должна была завершиться в 2017 г., когда пошлины опустились бы до 30%, но в 2016 г. Минфин предложил обнулить их полностью, соразмерно повысив налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Но реформе активно сопротивлялись Минэнерго и нефтяники. По их мнению, обнуление пошлин приведет к повышению внутренней цены на нефть и снижению маржи НПЗ.

Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты. А для НПЗ, которые завершили строительство комплексов глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал ранее директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Такой акциз может быть использован и для компенсации нефтяникам роста акцизов на бензин и дизельное топливо, следует из протокола. В этом году они будут снижены на 3700 и 2700 руб./т соответственно, но такое снижение будет действовать только до конца 2018 г. 

Идея в том, чтобы добавить в механизм отрицательного акциза на нефть составляющую, которая будет увеличиваться при росте экспортных цен на нефтепродукты, пояснял главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Она будет выплачиваться только на поставки автобензина и дизельного топлива на внутренний рынок, чтобы ограничить рост цен для потребителей без убытков для компаний, сгладить волатильность мировых цен и курса рубля. Бюджету такая поддержка может стоить до 300 млрд руб. в год, оценивал он.

Столкнувшись с сильным ростом цен на бензин в апреле-мае этого года, чиновникам пришлось снизить акцизы и убедить нефтяные компании не повышать розничные цены. С 28 мая по 1 июня в среднем розничные цены выросли на 93–94 коп. – до 41,7 и 44,53 руб. за литр Аи-92 и Аи-95 соответственно, а за весь май бензин подорожал на 11,8%. «Роснефть» предупреждала, что снижение акцизов не решит проблему. А отмена экспортных пошлин к 2024 г. приведет к росту цен на топливо в 1,5 раза.

Компания предлагает ввести временные, например трехмесячные, квоты на экспорт топлива, говорил 6 мая представитель компании Михаил Леонтьев. Также «Роснефть» поддерживает идею временно и резко ограничить экспорт тех видов топлива, которые в дефиците на внутреннем рынке. Но это экстренные меры. А для системного упорядочивания ситуации необходимо нормализовать налогообложение отрасли, отмечал он.

Пресс-служба Минфина не стала комментировать налоговый маневр. «Ведомости» ожидают комментарии нефтяных компаний.