бензин

Борьба с контрафактным автомобильным топливом, которая началась весной после публичной критики Владимира Путина, грозит ударить по инициаторам этой истории — крупным нефтекомпаниям. Росстандарт предлагает штрафовать АЗС и НПЗ за некачественное топливо на 10-15% от годовой выручки, а при повторных нарушениях — останавливать их на три месяца. Большинство собеседников "Ъ" на рынке считают предложения излишне жесткими. Но соответствующие поправки к КоАП госкомиссия по борьбе с контрафактом рассмотрит уже 9 декабря.

Росстандарт предлагает ввести оборотные штрафы для АЗС и НПЗ за некачественное топливо в 10-15% от годовой выручки, а при повторном нарушении — останавливать их на 90 дней. Проект таких поправок к КоАП будет вынесен на заседание госкомиссии по противодействию незаконному обороту промпродукции 9 декабря. Максимальный штраф для юрлиц сейчас составляет 300 тыс. руб., а приостановка деятельности возможна только в том случае, если был причинен ущерб "жизни и здоровью граждан". "Для средней московской АЗС 10-процентный штраф с оборота — около 10 млн руб., для заправки на дороге местного значения далеко от большого города — около 1,5 млн руб.",— говорится в письме заместителя главы Росстандарта Алексея Кулешова в Минпромторг.

Меры стали следствием кампании против некачественного топлива, начатой после публичной критики Владимира Путина, прозвучавшей на совещании с членами правительства 29 апреля. Как говорили собеседники на рынке, инициаторами этой истории были крупные нефтекомпании, которые при слабом спросе на топливо хотели избавиться от конкурентов. Генпрокуратура вместе с Росстандартом в мае провела проверку 3109 АЗС, на 43% заправок были выявлены нарушения. Наиболее частые из них — повышенная концентрация серы (666 АЗС), не соответствующая техрегламенту температура вспышки (198 случаев), завышение октанового числа бензина (94 случая). В основном проверялись независимые АЗС. Алексей Кулешов подтвердил, что критика ведомства практически не относится к крупным нефтекомпаниям. По его данным, в основном топливо смешивается "с другими компонентами" не на НПЗ, а на нефтебазах.

Но теперь,  крупные компании, которые выступали за борьбу с контрафактом, недовольны жесткими предложениями Росстандарта. По словам одного из источников, они опасаются "попасть под раздачу". Как заявил  заместитель главы комитета РСПП по энергетике Юрий Станкевич, в РСПП считают предложение Росстандарта "крайней мерой" и в начале следующей недели хотят направить возражения главе Минпромторга Денису Мантурову. Господин Станкевич считает, что борьба Росстандарта с контрафактом неэффективна из-за небольшого штата сотрудников, поэтому ведомство пытается "привлечь к себе внимание". В Росстандарте работают 360 инспекторов, на госкомиссию вынесен вопрос об увеличении штата на 110 человек.

В "Роснефти" заявили, что "в целом позитивно оценивают итоги проверки Росстандарта", "существует потенциал повышения эффективности мониторинга". Источник  на рынке замечает, что предложения Росстандарта во многом правильные, но "нынешнее законодательство и так довольно жесткое". В ЛУКОЙЛе и "Газпром нефти" от комментариев отказались. В Российском топливном союзе (РТС, объединяет независимые сети АЗС) считают предложения "несвоевременными". По словам главы РТС Евгения Аркуши, сегодня КоАП и так налагает высокие штрафы за нарушение техрегламента. Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков" считает, что ужесточение закона приведет к росту издержек: "Независимые участники рынка понесут затраты на дооснащение лабораторий, чтобы при приемке товара иметь возможность удостовериться в качестве".