Проект ЭКОНОМИКА ПОЛИМЕРОВ специально подготовлен группой CREON и журналом "Коммерсантъ. Деньги". В него вошли интервью крупнейших переработчиков пластиков и членов отраслевых сообществ, а также интервью главы компании CREON Energy Фареса Кильзие и генерального директора компании INVENTRA Анны Даутовой. Каждый из участников рассказывает о текущей ситуации на рынке полимеров, о трудностях, с которыми сталкивается отрасль, о путях их преодоления и возможных перспективах.

ЭКОНОМИКА ПОЛИМЕРОВ

Комерсант Деньги Креон Инвентра
 

«Потенциал полимерной индустрии все еще огромен»

Андрей Лапин, генеральный директор группы компаний «КРОНОС»

Мы встречаем продукты нефтехимии буквально на каждом шагу, представить жизнь без них невозможно, однако потенциал полимерной индустрии все еще огромен. В России — особенно: уровень потребления полимеров у нас пока довольно низок.

Возьмем в качестве примера сотовый поликарбонат — один из продуктов, которые выпускает наша компания. Несмотря на то, что в последние годы тепличные хозяйства у нас развиваются неплохо, европейские страны по уровню потребления опережают нас в несколько раз.

Листы сотового поликарбоната — это прозрачные прямоугольные панели с ячеистой структурой. Сфера применения у них самая широкая — от дачных теплиц до остекления стадионов. Материал появился в России в начале 2000-х, когда его начали широко использовать в строительной отрасли для сооружения стен, кровель, перегородок и навесов.

Первые российские предприятия, появившиеся в 2004 году, ориентировались именно на строительный рынок. За несколько лет, к началу кризиса 2008 года, российские компании почти полностью вытеснили зарубежных производителей. Одновременно со спадом в строительной сфере, который начался в кризис, значительно вырос спрос на тепличные листы. Для многих компаний это направление стало основным. В 2013 году объем выпуска сотового поликарбоната достиг 76 тыс. т. В денежном выражении это примерно 12 млрд руб. В дальнейшем рынок если и будет расти, то не более чем на 5% в год.

Еще один продукт, который мы выпускаем,— сотовый полипропилен. Как и сотовый поликарбонат, он тоже пока недооценен. Листы сотового полипропилена чаще всего применяются для изготовления тары, в частности как альтернатива картону. Стоимость «пластикового картона», конечно, выше, зато он влагостойкий, и такую тару можно использовать многократно, кроме того, материал полностью пригоден к вторичной переработке. По итогам 2013 года объем выпуска должен составить 7,5 тыс. т. Это примерно 830 млн руб. В 2014 году рынок должен вырасти на 10%.

Одна из главных проблем нашей индустрии — отсутствие единых стандартов качества и контроля их соблюдения. Отрасль фактически не регулируется. Нормативов, ограничивающих выпуск заведомо низкокачественных продуктов, которые, по сути, представляют собой полимерные отходы, нет. Нормативов, стандартизирующих применение того же сотового поликарбоната в строительстве, тоже нет. В результате мелкие производители закупают оборудование низкого класса и выпускают на нем листы, которые служат один сезон вместо десяти. Утончение стенок сотового поликарбоната приводит к уменьшению возможной нагрузки. Листы плохого качества быстро разрушаются под воздействием ветра и снега. Кроме того, они почти не защищены от ультрафиолетового излучения, а прямое воздействие солнечного света лишает лист его основных свойств: он становится мутным и хрупким. Не менее 30% сотового поликарбоната, выпускаемого в России,— это фактически мусор. При этом утилизация у нас почти не развита. Очень трудно расширять сферу применения полимеров, когда доверие к ним подорвано, потому что рынок завален некачественной продукцией.

Не менее 30% сотового поликарбоната, выпускаемого в России,— это фактически мусор. При этом утилизация у нас почти не развита. Очень трудно расширять сферу применения полимеров, когда доверие к ним подорвано, потому что рынок завален некачественной продукцией

Средний срок окупаемости проекта по производству листовых пластиков составляет около семи лет — в этом еще одна проблема нашей отрасли. Столь длительные сроки объясняются относительно невысокой маржинальностью бизнеса и рядом иных факторов, которые, как мне кажется, можно было бы устранить. Средняя ставка по инвестиционным кредитам на такой срок — 13–14%. За семь лет инвестиционный проект должен будет помимо основной стоимости вернуть около половины стоимости кредита в виде процентов в банк и еще 18% в виде НДС государству. Итого 60% суммы инвестиций. Возврат основного долга по кредиту в идеале производится из чистой прибыли, соответственно, облагается налогом на прибыль в размере 20%, и опять же НДС. Еще нужно учесть амортизацию имущества — 50–60% стоимости инвестиций за семь лет. В общем, чтобы начать приносить прибыль, бизнес-проект должен за семь лет окупиться два с половиной раза. Государственных программ помощи малому и среднему бизнесу в нашей отрасли нет, хотя, казалось бы, наше развитие играет важную роль для обеспечения роста в том числе и крупных сырьевых производств, на создание которых тратятся огромные деньги.

Назад к другим интервью