Начиная с XX века роковым пристрастиям и неизлечимым заболеваниям человечество посвящает специальные дни: 15 ноября – Всемирный день борьбы с курением, 1 декабря – День борьбы со СПИДом, а 24 марта - Международный День борьбы с туберкулезом. В этом году 24 марта пришлось на воскресенье.

В России лишь по официальной статистике за последние 10 лет вдвое увеличилось число больных туберкулезом, подавляющее большинство этих случаев приходится на туберкулез органов дыхания. Ежегодно, по официальной статистике, от туберкулеза умирает 15–17 тысяч россиян и появляется 100 тысяч новых заболевших. При этом государственной статистикой не учтены лица, не имеющие официальной паспортной регистрации и проживающие без российских паспортов. По статистике Всемирной организации здравоохранения, эта цифра куда более значительная, и что самое ужасное – она постоянно растет: известно, что один бацилловыделитель заражает по 10–15 человек в год.

К росту заболеваемости приводят снижение уровня жизни, миграция из стран Средней Азии и Кавказа, отсутствие необходимых медикаментов. Но самое страшное для больного – не запоздалое лечение. Злая шутка этого заболевания состоит в том, что при приеме неполного комплекта антибиотиков или прерванном курсе лечения туберкулезная палочка в организме больного человека не просто остается, а мутирует.

Именно так возникла лекарственно устойчивая форма туберкулеза. В настоящий момент около 50 процентов больных туберкулезом заражены его лекарственно устойчивой формой, а в местах лишения свободы этот процент еще выше. Возникнув однажды, данная форма заболевания распространяется так же, как и обычный туберкулез, воздушным путем. Заразившись лекарственно устойчивым туберкулезом, больной развивает эту же форму болезни, которая не поддается лечению большинством известных лекарственных средств.

Такие формы туберкулеза сложны и дороги в лечении. После распада Советского Союза в 1991 году, когда система здравоохранения пришла в упадок, а проблема недостаточного финансирования вышла на первый план, заболеваемость туберкулезом в России резко возросла. В 1998 году Государственная дума приняла постановление «О финансировании федеральной целевой программы „Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 годы“», но, похоже, с ней происходит примерно то же, что и со многими государственными программами: будучи приняты, они не финансируются даже в предусмотренном «экономичном» объеме. Общеизвестно, что зарплаты врачей-фтизиатров и младшего медицинского персонала мизерны. Именно эти люди, находящиеся в непосредственном контакте с больными, ежедневно рискуют заразиться.

В ситуации, когда границы прозрачны, а выявление всех носителей заболевания и, соответственно, ограничение въезда практически невозможно, западные страны всерьез обеспокоены эпидемиологической ситуацией в России и готовы выделять сотни миллионов на борьбу с заболеванием, угрожающим человечеству. Среди западных гуманитарных организаций, которые уже давно осуществляют программы борьбы с туберкулезом в России, – Нью-йоркский институт здравоохранения, «Врачи без границ», «Medical Emergency Relief International» (МЕРЛИН), а также программа фонда Сороса «Здоровье населения России» и международная программа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, финансируемая при поддержке Агентства международного развития США.

Загадкой осталась история с кредитом Всемирного банка в 150 млн долларов, который планировалось выделить на лечение туберкулеза и СПИДа в России, и который был заблокирован российским правительством в июне 2001 года. По данным официальных источников, полгода назад остались неурегулированными некие разногласия, очевидно, финансовые. (Переговоры и предварительные процедуры по выделению этого займа шли почти два года.) Тем временем в России назревает эпидемия туберкулеза.

Второй важный фактор, который может отрицательно сказаться на положении с лечением туберкулеза – введение НДС на лекарственные средства в январе 2002 года. Цены на антибиотики всегда были довольно высоки (практически недоступны для малообеспеченных россиян), и эти цены резко увеличились после введения налога. Часто говорят, что туберкулез – болезнь не только инфекционная, но и социальная. В группу риска в первую очередь попадают бомжи, заключенные и люди с низким достатком, которые не могут обеспечить себя необходимым питанием и лекарственными средствами, имеющие пониженный иммунитет. Заболеть при этом рискует и любой, даже сверхбогатый, человек, если только он не станет жить в барокамере. Напомним, что болезнь передается воздушно-капельным путем.

Лечение сильными противотубуркулезными препаратами, например препаратами второго ряда, такими как «Майрин-Майрин» и «Микобутин» (США), обходится больному туберкулезом в сумму от 5 000 до 250 000 $. В последнее десятилетие подавляющее большинство больных туберкулезом, особенно в Юго-Восточной Азии, России и странах СНГ, не смогли пройти полный курс лечения из-за систематической нехватки доступных лекарств. Именно это, по мнению врачей-исследователей, основная причина появления и катастрофического распространения лекарственно-устойчивой формы туберкулеза.