Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) попросила власти продлить нулевую пошлину на ввоз электромобилей после 2021 года. Сейчас такую идею на уровне ЕАЭС блокирует Россия. В Минпромторге уверены, что сохранение льготы «не будет способствовать принятию инвестиционных решений», то есть развитию производства электромобилей в стране. Собеседники в отрасли и эксперты настаивают, что сначала нужно увеличить общий размер рынка.
АЕБ выступила за продление нулевой таможенной пошлины на электромобили. Сейчас их парк в РФ незначителен: по оценкам PwC, по итогам 2020 года он составил 11 тыс. штук. Большая часть (почти 6 тыс. против 3,6 тыс. штук в 2019 году) ввезена в прошлом году на фоне отсутствия барьеров для импорта (пошлина обнулена с весны 2020 года и до конца 2021 года). Продление нулевой пошлины на уровне ЕАЭС традиционно лоббирует Белоруссия, которая в 2020 году импортировала 1,3 тыс. электромобилей против 133 — в 2019 году.
На Совете ЕЭК 29 октября страны не смогли достигнуть согласия — если они не договорятся, с 1 января автоматически начнет действовать пошлина в размере 15%.
Против продления нулевой пошлины до 2024 года выступала Россия, писали «Ведомости» и подтверждают источники. В начале сентября в ходе Восточного экономического форума глава Минпромторга Денис Мантуров говорил «РИА Новости», что поддерживает продление нулевой пошлины, но в будущем может пересмотреть позицию. В Минэкономики переадресовали вопросы в Минпромторг. Там заявили, что «продление нулевой ставки таможенной пошлины на электромобили не будет способствовать принятию инвестиционных решений в России».
По словам собеседников, представители Минпромторга на совещаниях в октябре объясняли автоконцернам необходимость введения пошлины стимулированием проектов по локализации. О каких проектах идет речь, не понимают источники даже в традиционно отечественных автоконцернах, поскольку серийная сборка, к примеру, электромобиля «Кама-1» КамАЗа запланирована только на 2024 год. По словам собеседников, чиновники Минпромторга обосновывали идею введения пошлины именно сейчас тем, что иначе инвесторы не поверят и в ее отмену в будущем и не станут вкладывать в локализацию: «Якобы в Минпромторг приходили инвесторы и говорили, что будут инвестировать только при наличии пошлины на ввоз в размере 15% и выше».
Другим аргументом было то, что КамАЗ якобы может на фоне нулевой пошлины отложить инвестиции в электромобиль.
В концепции развития электротранспорта на 2024 год запланирован выпуск 17,5 тыс. электромобилей, при этом планы по развитию инфраструктуры для них ориентированы на больший рост парка. Уже в 2022 году будет создано 1,2 тыс. зарядных станций, при этом ожидается производство 2,5 тыс. электромобилей. Кто их выпустит — неизвестно. Заместитель главы Минпромторга Александр Морозов говорил, что проект липецкого «Моторинвеста» по производству электромобилей быстрее конкурентов выйдет на рынок. Публично его параметры не раскрывались.
При введении пошлины рост рынка электромобилей замедлится до нескольких тысяч в год, считая и подержанные машины, полагают собеседники “Ъ”, это может замедлить и реализацию планов отечественных игроков. В АЕБ согласны, что «некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что на текущем этапе, хотя бы на несколько лет, рынку нужно дать возможность расти. «По итогам десяти месяцев продано 845 новых электромобилей, то есть рынок все еще в зачаточном состоянии. Через два года, когда будет хотя бы частично локализовано производство, сертифицированы собственные электромобили, можно будет защищать рынок»,— поясняет он. Впрочем, отмечает один из источников, будущие российские электромобили могут быть рассчитаны прежде всего не на массовый спрос, а на закупки в каршеринг и коммерческие парки.