Гендиректор ООО «Амтел-Черноземье» Виктор Тулук вчера заявил журналистам, что рассчитывает восстановить докризисные объемы производства на предприятии в 2010 году, пишет «Коммерсантъ-Воронеж».

Планы компании включают выпуск 2 млн шин, что в полтора раза выше, чем в 2009-м, и получение выручки на уровне 8 млрд рублей. Господин Тулук напомнил, что в первые шесть месяцев 2009 года из-за резкого снижения спроса завод произвел не более 40% объема за аналогичный период 2008-го. Но летом, по его словам, «ситуацию удалось переломить», и по итогам второго полугодия «Амтел-Черноземье» выпустил 938,2 тыс. шин, что на 20,8% больше, чем за аналогичный период 2008-го. Перемены в работе воронежского завода и планы по дальнейшему улучшению ситуации Виктор Тулук связывает с приходом в головную компанию «сильного антикризисного менеджмента» и созданием консультативного комитета в лице представителей А1, инвестподразделения «Альфа-групп».

Согласно заявлению Виктора Тулука, в 2010 году «Амтел» намерен активизировать сбытовую политику и маркетинг, а также обновить линейку продукции. «Мы планируем восстановить утраченный доступ к европейскому рынку и усилить присутствие в ближнем зарубежье – на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Увеличить экспорт более чем в два раза – до 760 тыс. шин, что составляет порядка 12,5% общего объема производства шинного холдинга. Вернуть долю рынка уровня 2008 года в 22% против 10% в 2009-м. Затем, продолжая экспансию, мы собираемся достигнуть 28%, как в 2007-м, далее – 39%, как в 2006-м», – рассказал господин Тулук. В головном офисе «Амтела» вчера подтвердили фактическую сторону заявлений топ-менеджера, но от более подробных комментариев отказались.

Игорь Караваев, заместитель гендиректора ОАО «СИБУР-Русские шины», одного из кредиторов холдинга, считает планы, озвученные Виктором Тулуком, «наивными»: «Воронежский завод работает с перебоями, поэтому говорить об увеличении объемов производства как минимум рано. Более того, выпуск 2 млн шин в 2010 году только ухудшит финансовое положение предприятия. Во-первых, потому, что сейчас его продукция продается по ценам ниже, чем у любого другого российского бренда. Во-вторых, для работы без убытков необходимо производить около 3 млн шин в год». Господин Караваев утверждает, что ситуация в «Амтел-Фредештайн» может действительно наладиться только с привлечением стратегического инвестора. По его словам, «у А1 нет стратегии в отношении актива: для них он непрофильный», а «задача инвестподразделения – его продать».

Между тем источник „Ъ“, близкий к руководству «Амтел-Черноземья», обратил внимание на проблемы самого ОАО «СИБУР-Русские шины»: «В 2009 году производство компании упало на 29%. В начале 2010-го, например, на Уральском шинном заводе были уволены около 500 человек. Поэтому их синергия с „Амтелом“ („СИБУР-Русские шины“ хотят получить контроль над конкурентом. – „Ъ“) – из области мифологии. У СИБУРа фактически нет ресурсов не только на его развитие, но даже на поддержание минимальной рентабельности собственных предприятий».

Напомним, что ОАО «Амтел-Фредештайн» недавно оспорило заявление банка «Петрокоммерц» о его включении в реестр кредиторов компании с требованием на $65 млн в рамках процедуры банкротства в арбитраже Москвы. Ранее суды отказали во вхождении в реестр ОАО «Шинный комплекс „Амтел-Черноземье“», воронежской структуры «Амтела», Номос-банку и Сбербанку на сумму порядка 5,7 млрд рублей. Как неоднократно заявляли в ОАО «СИБУР-Русские шины», «Альфа-групп», контролирующая холдинг, пытается если и не вести процедуру банкротства компании, то, по крайней мере, ее затянуть. Известно, что Номос-банк и Сбербанк в настоящее время оспаривают решения судов.

Аналитики считают высказывания конкурентов в адрес друг друга чересчур категоричными. В частности, Тимур Хамитов из управляющей компании «Финам Менеджмент» говорит, что отраслевая конъюнктура на внутреннем рынке не располагает к увеличению производства «Амтела» в полтора раза. В то же время на таком фоне стремление топ-менеджмента компании обеспечить планируемый рост за счет увеличения экспорта своей продукции на внешние рынки выглядит, по его мнению, «справедливым». Что касается планов по увеличению присутствия компании на европейском рынке, то они представляются аналитику наиболее трудноосуществимыми, поскольку шинный рынок Евросоюза «насыщен». «Потенциал восстановления рыночной доли у „Амтела“, безусловно, есть. Компания действительно имеет одну из наиболее сильных менеджерских команд в отрасли, что, конечно, будет способствовать развитию ее бизнеса», – заметил Тимур Хамитов.