Специалисты Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" в составе группы ученых выявили увеличение разнообразия и активности микроорганизмов в Баренцевом море из-за потепления в регионе. Сохранение этой тенденции может сделать Арктику источником выбросов углекислого газа, сообщила пресс-служба института.

Авторы исследовали образцы почв с архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, которые были получены в экспедиции Арктического плавучего университета, прошедшей летом 2022 года. Из-за труднодоступности региона для исследований вопросы влияния микробов на эмиссию почвой углекислого газа остаются малоизученными, отметили в Курчатовском институте.

"Эмиссия углекислого газа из криогенных почв - интегральный показатель биологической активности микроорганизмов. Мы обнаружили взаимосвязь между эмиссией СО2 и разнообразием микробных сообществ в почвах архипелагов Баренцева моря. Основные параметры, влияющие на состав почвенных микробных сообществ на обоих архипелагах, - это влажность и температура почвы. Чем теплее становится Арктика, тем сильнее прогреваются почвы и увеличивается разнообразие и активность микроорганизмов почвы", - уточнил начальник лаборатории синтетической биологии Курчатовского геномного центра Зоригто Намсараев, чьи слова приводит пресс-служба научного центра.

На протяжении десятков тысяч лет в условиях короткого лета, высокой влажности, низких температур и вечной мерзлоты почвы Арктики накапливали органический углерод. В результате сегодня регион представляет собой своеобразный наземный резервуар углерода. В условиях поступления в Арктику более теплых вод из Атлантического океана одними из первых на потепление реагируют микроорганизмы, уточняет ТАСС.

"Жизнедеятельность микробных сообществ ускоряет разложение органики в почве, что приводит к выбросу в атмосферу парниковых газов. При дальнейшем развитии этого процесса северные экосистемы могут превратиться из поглотителей и хранителей органического углерода в его источники", - пояснили в институте.

В исследовании также приняли участие ученые Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Северного (Арктического) федерального университета (Архангельск) и Томского государственного университета. Результаты опубликованы в журнале Microorganisms.