В среду, 15 ноября, в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась международная конференция «Инженерные термопласты 2006», которую организовала компания «Креон».

В работе конференции приняли участие компании DSM Engineering Plastics, Dupont, Roechling Engineering Plastics KG, Rhodia Rus, «Атлант», КНК, «КуйбышевАзот», «НИКОХИМ», ТД «Олента», «Пластик» (Тульская обл.), «Полимермеханика», «Полихим», «Тольяттикаучук», ТД «Щекиноазот», «Центр полимеров», ЮМСК, представительства Bayer, Berstorff, Toyota, «Коперион Холдинг ГмбХ» и ряд других компаний и организаций.

Первое заседание конференции было посвящено обзору рынка инженерных термопластов. О текущем состоянии и перспективах развития российского рынка рассказал директор по науке и развитию «Полипластик-Технопол» Михаил Кацевман.

По его словам, в целом российский рынок термопластов в 2005 году составил 2,78 млн тонн, что на 15% превышает показатель 2004 года. Внутренний рынок термопластов инженерно-технического назначения занимает всего 2% в общей структуре и составляет 44,7 тыс. тонн.

При этом 50% в структуре рынка инженерных термопластов занимает полиамид, 30% — поликарбонат, по 6% — полифениленоксид, полибутилентерефталат и полипропилен стеклонаполненный и 2% приходится на конструкционные полимерные материалы.

Докладчик отметил, что рост рынка происходит медленно, в основном за счет импортных поставок. Так, за последние два года значительно вырос импорт этой продукции из стран Азии (Китай, Южная Корея и другие). В 2005 году он достиг 51%. При этом существенно снизился импорт инженерных термопластов из стран СНГ — до 4%.

Также М. Кацевман рассказал о планах компании «Полипластик-Технопол» по увеличению объемов реализации инженерных термопластов до 28 тыс. тонн в текущем году, что на 4 тыс. тонн превысит результат 2005 года.

В ходе дискуссии, возникшей после доклада, г-н Кацевман отметил, что на рынке РФ доля термопластов инженерно0-технического назначения в структуре потребления существенно ниже, чем в развитых странах. На жителя Западной Европы приходится почти 4 тыс. тонн продукции в год, тогда как на жителя России — 300 грамм.

По мнению М. Кацевмана, ситуация может измениться после вступления России в ВТО — существенный скачок потребления инженерных термопластов можно ожидать после 2010 года.

Обзор мирового рынка инженерных термопластов был дан в докладе Александра Богославского, директора по техническому развитию ТД «Щекиноазот».

Согласно данным, приведенным докладчиком, мировые мощности по производству термопластов составляют 230 млн тонн в год. Производство термопластов инженерно-технического назначения достигает 8 млн тонн в год и продолжает активно развиваться: расширяются сферы применения, а также наблюдается процесс замещения металлов пластиками конструкционного назначения.

Лидирующее место на мировом рынке инженерных термопластов занимает поликарбонат. Его производство составляет 2,985 млн тонн. На втором месте находится полиамид-6 (1,4 млн тонн), на третьем — полиметилметакрилат (1,224 млн тонн).

Как отметил А. Богославский, изменение цен на нефть не является главным фактором, определяющим цену термопластов. Цена на инженерные термопласты находится в прямой зависимости от изменения цен на термопласты в целом.

Кроме того, докладчик добавил, что наиболее крупным сегментом потребления инженерных пластиков в России является автомобилестроение — до 62% продукции используется производителями автомобилей.

Актуальные тенденции применения инженерных пластиков в автомобилестроении стали темой второго заседания конференции.

Руководитель отдела технологий и материалов компании Degussa Олег Чумин и менеджер по продажам Станислав Сидоров представили слушателям доклад «Инженерные пластики компании Дегусса АГ». Продолжил тему второй сессии Наран Убушиев, менеджер московского офиса Samsung Cheil Industries Inc. с докладом «Применение инженерных пластмасс производства компании “Самсунг Чеиль индастриаз инк” в автомобилестроении».

Заключительная сессия мероприятия включала в себя вопросы использования инженерных пластиков в автомобилестроении, электронике и бытовой технике.

Менеджер по продажам компании DSM Виталий Ромашкин познакомил собравшихся с новыми решениями компании DSM Engineering Plastics для автомобильной промышленности.

О современных тенденциях развития трудногорючих инженерных термопластов (антипиренов) рассказал заместитель начальника исследовательского отдела НТЦ компании «Полипластик-Технопол» Александр Екимов.

Мировой объем производства антипиренов превышает 3,3 млрд долларов и ежегодно возрастает более чем на 9%. По словам А. Екимова, это обусловлено активным вытеснением металлических материалов термопластичными композиционными материалами в электронике, электротехнике и транспорте.

Максимальный темп роста наблюдается в производстве и потреблении бромсодержащих антипиренов и триоксида сурьмы, а также фосфорсодержащих. Также, отметил А.Екимов, активно растет потребление гидроксида магния и других безгалогенных антипиренов.

Завершила третье заседание Надежда Платонова, ведущий менеджер по продажам ТД «Олента». Она рассказала участникам об особенностях применения ПБТ, ПФС, ПФО, ПОМ и прочих инженерных пластиков в различных отраслях промышленности.

Участие в конференции принимали также представители автомобильной промышленности — компании «ЗИЛ» и московского представительства Toyota Motors. Участники активно обсуждали современные тенденции использования термопластов в автомобилестроении. В ходе конференции неоднократно отмечались преимущества использования пластиковых материалов вместо металлических, а также подчеркивалось, что рынок инженерных термопластов имеет большой потенциал роста.