автозаводы фас

На фоне резкого падения в автопроме обострились споры между автоконцернами и их дилерами, которые обвиняют друг друга в ущемлении интересов. Разрешить конфликт попытается экспертный совет при ФАС России в начале декабря. По данным "Ъ", дилеры хотят поправок в кодекс поведения автопроизводителей, которые снизили бы давление на продавцов. Свои претензии к дилерам есть и у автозаводов, которые, как говорят источники, тоже намерены жаловаться в ФАС.

8 декабря пройдет заседание экспертного совета при ФАС по развитию конкуренции в машиностроении, рассказали  автодилеры и подтвердили в службе. На совете обсудят изменения в кодекс поведения автопроизводителей, который в 2013 году подписало большинство членов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Как отмечала тогда ФАС, кодекс "закрепляет основные принципы реализации добросовестных и проконкурентных стратегий на рынке", ведомство намеревалось контролировать его выполнение и "вносить коррективы". В ФАС не уточнили повестку.

Автодилеры заговорили об изменениях в кодекс после ухода с рынка в марте американской GM с марками Opel и бюджетных Chevrolet. Тогда оказалось, что дилерские соглашения не оговаривали прекращения продаж дистрибутором. Дилеры недовольны "доминированием" автоконцернов, "устанавливающих правила игры". В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) отметили, что предложения для ФАС еще не готовы, их утвердят на следующей неделе. Но источники среди дилеров говорят, что одним из требований стало принуждение автоконцернов к "ответственности" при уходе с рынка РФ. Это особенно актуально на падающем рынке, когда примеру GM может последовать кто-то еще, уверен глава РОАД Владимир Моженков. За десять месяцев продажи легковых машин и LCV в РФ, по данным АЕБ, упали на 34%, до 1,3 млн машин.

Продавцы также против расширения дилерских сетей и изменения корпоративных стандартов, требующих существенных инвестиций на фоне дефицита оборотных средств. Дилеры хотят и снизить "давление" производителей по планам продаж, считая их часто завышенными. Может быть поднят и "вечный" вопрос запрета на "альтернативные" запчасти (купленные не у производителя напрямую) или, например, использование местных масел вместо брендов, указанных концернами. Глава совета директоров ГК "Модус" Алексей Лещенко (дилер BMW, Ford, Nissan и других брендов) уверен, что без запчастей по ценам, близким к тем, по которым закупают их "независимые" дилеры, доходы от сервиса значительно снизятся. Господин Моженков добавляет, что теоретически и сейчас дилер имеет право на это, но производитель обычно угрожает лишением бонуса (основная часть маржи). Господин Лещенко предлагает сделать систему бонусов прозрачной: концерны хотят нарастить продажи и выставляют завышенные планы, из-за чего дилерам приходится демпинговать.

Официально претензии дилеров автопроизводители не комментируют. Источник  в одном из концернов возражает, что есть и много ограничений для производителей, "в том числе принятых добровольно, а у дилеров саморегулирования и самоконтроля нет". Другой собеседник  в отрасли уверен, что открытие новых дилерских центров должно регулироваться "естественными бизнес-процессами, административные методы вряд ли эффективны". "Доминирование должно быть у концернов: именно мы учитываем интересы всей цепочки от поставщиков до потребителей, а дилеры — лишь свои",— убежден один из топ-менеджеров. Источники  не поддержали и запрет на изменение корпоративных стандартов: это "аналогично запрету развития бизнеса", "такие идеи, как правило, звучат от слабых дилеров". А неоригинальные запчасти, по мнению собеседников, приводят к "потере контроля за качеством".

В АЕБ ситуацию не комментируют. В одном из концернов  рассказали, что производители подготовили свои претензии к дилерам и через АЕБ намерены направить их в ФАС. В частности, речь идет о "мошеннических схемах" по продаже невыкупленных машин, навязывании клиентам дополнительного оборудования, отказах от конкурентных действий. Кроме того, производители замечают нарушения дилерами законодательства о рекламе (например, "введение в заблуждение" о цене машин или условиях кредитов). Есть и претензии по нарушению стандартов бренда (сокращение площади центра, "подселение" брендов) и по сервису (например, "сговор по гарантийным ремонтам" — когда дилер помогает клиенту с претензией против производителя).

Претензии возникают при обострении конкуренции, которое ведет к снижению прибылей участников рынка, замечает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала". Он считает, что если бы не было дефицита спроса, то недовольств, скорее всего, не возникало.