Компания «Трансхимсервис» в конце года запустит в городе Сланцы Ленинградской области первое в России крупное предприятие по выпуску фенольной пленки. Продукт широко используется при производстве фанеры и в ряде других отраслей, однако пока поставляется в основном из-за рубежа. Объем инвестиций в проект оценивается в 300 млн руб., выпускать завод будет до 34 млн кв. м пленки в год, что позволит удовлетворить до 65% потребностей российских предприятий. В условиях, когда объем потребления фанеры в России ежегодно растет примерно на 20%, отечественная пленка будет пользоваться спросом, однако компании необходимо уделить значительное внимание качеству продукции, говорят эксперты.

Производство фенольной пленки разместится на арендованном у завода «Сланцы» земельном участке размером 0,5—1 га, площадь непосредственно производственных помещений составит около 2 тыс. кв. м, рассказал РБК daily генеральный директор «Трансхимсервиса» Александр Макеев. Объем инвестиций в проект оценивается в 298,76 млн руб., большая часть суммы, около 215 млн руб., уйдет на приобретение технологического оборудования. Из них 65 млн руб. составят собственные средства компании, 150 млн руб. — деньги, привлекаемые по договору лизинга с «МСП Лизинг». Еще около 65,5 млн руб. будет потрачено на подготовку производственной площадки и организационные расходы.

Запустить производство фенольной пленки в Сланцах планируется в третьем-четвертом квартале. Завод «Станцы» станет основным поставщиком фенола — исходного сырья для пропитки бумаги и получения пленки. Однако, по словам Александра Макеева, сроки начала работы предприятия могут быть скорректированы, поскольку существует ряд проблем с обеспечением газоснабжения, а переговоры с «Леноблгазом» идут непросто. Ожидается, что объем выпуска пленки в ближайшие два года может быть доведен до 34 млн кв. м в год. Предварительные договоренности о поставках пленки уже есть с группой компаний «Свеза» и рядом фанерных комбинатов, говорит Александр Макеев.

Фенольнопленочные покрытия, устойчивые к истиранию и влаге, активно используются в промышленном и жилищном строительстве, в первую очередь для ламинирования фанеры, а также в автомобилестроении, вагоностроении, малом судостроении. По оценке управляющего директора «Инвесткафе» Ивана Кабулаева, объем российского рынка фенольной пленки в 2011 году в стоимостном выражении составил 9,3 млн долл. При этом доминируют здесь иностранные производители — немецкая Coveright Surfaces, которая занимается преимущественно напольными покрытиями и отделочными материалами для мебели, и финская Dynea Chemicals, специализирующаяся на отделочных материалах. «Производство фенольной пленки отвечает интересам производителей фанеры и бумажнослоистых пластиков, и именно обработка и покрытие фанеры может стать нишей для отечественного производителя», — считает эксперт. По его словам, темпы роста внутреннего потребления фанеры достигают 20% в год. Иван Кабулаев подчеркнул, что отечественная компания могла бы обеспечить спрос производителей фанеры, соответствуя иностранным стандартам и работая на конкретных производителей. «Но в 2010 году единственная российская компания прекратила производство пленки — видимо, из-за низкой конкурентоспособности, которая могла быть вызвана как сравнительно высокими издержками, так и низким технологическим уровнем производства», — добавил он.