Барак Обама высказался о выгоде пошлин на импорт китайских шин «У нас почти вдвое больше торговых споров с Китаем, чем у прежней администрации – и это уже привело к результатам. Почти тысяча американцев работает сейчас потому, что мы остановили приток шин из Китая», - заявил Обама в обращении к Конгрессу.

Как сообщают colesa.ru, новые рабочие места действительно появились, но не так уж много. По данным американского Бюро статистики труда, в 2010 году на шинных компаниях страны трудились порядка 51 600 человек, а в 2011 году этот показатель вырос до 51 700 человек. Как бы то ни было, нужно отметить, что это число сократилось на несколько тысяч с тех пор, как было начато проведение более жесткой торговой политики. В 2009 в шинной индустрии США работали порядка 55 000 человек, а в 2000 году их число равнялось 86 800 человек, так что американские компании сокращают своих рабочих уже на протяжении более 10 лет. Причина же в том, что для больших брендов делать шины в других странах просто-напросто дешевле, и поэтому они уже давно переносят туда свое производство.

Что касается пошлин, то их введение действительно привело к 30-процентному сокращению импорта китайских шин в период с 2009 по 2011 год, но это совсем не означает, что за это время на 30% выросли объемы шинного производства. Это означает лишь, что на 30% больше шин было импортировано в США из Канады; на 110% из Южной Кореи; на 44% из Японии; на 152% из Индонезии; на 154% из Таиланда; на 117% из Мексики; и на 285% из Тайваня (по данным Комитета внешней торговли США).

На прошлой неделе репортер Wall Street Journal Джон Басси (John Bussey) обсудил введение пошлин с продавцом шин и работницей Goodyear. Представители двух сторон бизнеса оказались солидарны в одном - китайские бюджетные шины стали слишком дорогими (в некоторых случаях стоимость выросла вдвое), и платить эту цену приходится покупателям.

Дополнительные пошлины были введены для того, чтобы сократить объемы импорта автомобильных шин из Китая и увеличить количество выпускаемых шин в США, а также создать новые рабочие места для американцев. В итоге же, судя по официальным данным правительства страны, ожидаемого бума не произошло.

«Введение пошлин никак не повлияло на материальное состояние компаний Северной Америки, - рассказала WSJ Кит Прайс (Keith Price) из Goodyear. – Товары, прибывающие из Китая, в основном низшей ценовой категории. Мы ушли с этого рынка много лет назад».

Решение Обамы оказало лишь незначительный эффект, и появились ли новые рабочие места благодаря пошлинам или просто развитию американской автопромышленности, сказать невозможно. Службы статистики не ведут учет выпуска бюджетных шин в США, так что никто не знает, увеличилось ли их производство. В то же время Bridgestone инвестирует 1,2 миллиарда долларов в строительство завода в Южной Каролине, где будет за 8 лет создано 850 рабочих мест. Выпускать там будут шины высшего ценового сегмента для строительной техники, которыми не занимаются конкуренты из Китая.

Президент Китайского делового совета Джон Фрисби (John Frisbie) заявил после речи Обамы, что возглавляемая им международная организация не согласна с тем, что, по мнению президента, введение пошлин на импорт шин было успешным шагом.

«Мы не согласны с тем, что введение пошлин на ввоз бюджетных китайских шин оказало какое-либо благоприятное влияние на американский рынок труда или американскую экономику, - сказал он. – Все свидетельства говорят о том, что выгоду из этой ситуации извлекли только производители дешевых товаров из Азии и Мексики».

«Мало какие вопросы так сильно влияют на американскую экономику и иностранную политику, как отношения страны с Китаем. Это стратегический вопрос для Соединенных Штатов. Объемы экспорта американских товаров в Китай становятся все больше и больше. У американских компаний есть многочисленные варианты действий на тот случай, если Китай играет не по правилам. Прямые переговоры с Китаем – это лучший подход к разрешению коммерческих споров между китайскими и американскими предприятиями. Но мы также должны использовать и другие законодательные инструменты, такие как антидемпинговые расследования или обращения к ВТО, и в прошлом мы с успехом это делали», - заключил Фрисби.

В то же время есть в США и организации, которые разделяют точку зрения президента на торговые отношения с Китаем. Свой официальный комментарий после речи Обамы обнародовал президент профсоюза сталелитейщиков (USW) Лео Джерард (Leo Gerard), который был одним авторов петиции, которая в итоге стала причиной введения пошлин. «Президент Обама прислушался к нам, американским рабочим, и изложил видение Америки такой, какой она нам нужна, с рабочими местами и материальным благосостоянием для нас, а не для 1%, который захватил экономику, - заявил Джерард. – Стремление президента увеличивать использование внутреннего производства – это билет в лучшие времена. Мы были особенно рады услышать его заявление о том, что он продолжит проводить жесткую политику принуждения к исполнению торговых правил с помощью новой организации, куда войдут работники из различных министерств, чтобы пресекать незаконные торговые операции по всему миру, включая Китай».