До настоящего времени специалистам-проектировщикам во многих областях, где существуют очень строгие технические требования (автомобилестроение, машиностроение, производство бытовой техники и товаров для отдыха), приходится останавливать свой выбор на металле. Между тем именно здесь можно получить большую выгоду за счет использования пластиковых материалов, применение которых способствует сбережению ресурсов и снижению нагрузки на окружающую среду, сообщает Plastinfo.ru.

BASF принял решение в год проведения выставки-ярмарки "К 2010" выйти на рынок с новым классом высококачественных полиамидных продуктов; первым его представителем станет Ultramid ® Structure LF – полиамидный материал, армированный длинным стекловолокном. Появление этого класса продукции (LF), который до настоящего времени не был представлен в ассортименте BASF, представляет собой значительное продвижение по пути решения задач, связанных с заменой металла на пластик. В тех случаях, когда применение даже усовершенствованных сортов полиамидов с коротким стекловолокном является ограниченным, использование наименований из серии LF позволит открыть дополнительные возможности.

Отличительной особенностью компонентов, изготавливаемых из пластика с длинным стекловолокном, является наличие 3-мерной стекловолоконной структуры, которая формируется в процессе литья под давлением. В результате конечный продукт приобретает улучшенные физические свойства, сохраняющиеся как при низких, так и при повышенных температурах. Упомянутая структура служит своеобразным «скелетом», который сохраняется даже после превращения в золу. Деформируемость, ползучесть и способность к поглощению энергии у данного класса материалов приближаются к аналогичным показателям металла, причем без ущерба для свойственных пластикам «классических» преимуществ.

При производстве полимеров серии LF используется технология получения одноосно ориентированного продукта, содержащего «бесконечное» стекловолокно. На следующем этапе эти полимерные нити разрезаются на гранулы длиной 12 мм, которые могут быть переработаны заказчиком с помощью обычной установки для литья под давлением. Благодаря оптимальному распределению волокон, в процессе переработки (без каких-либо дополнительных усилий) формируется трехмерная структура, состоящая из частиц стекловолокна размером преимущественно от 3 до 6 миллиметров. Таким образом, получение нового усовершенствованного материала не связано с крупными инвестиционными затратами для переработчиков. Если учесть, что «классические» армированные полиамиды содержат гораздо меньшие по размеру (0,3 мм) частицы стекловолокна, то мы можем говорить о полном обновлении характеристик пластикового продукта.

Прежде всего, следует отметить улучшенные механические характеристики, связанные с наличием длинного стекловолокна. Полиамидный продукт Ultramid Structure LF при повышенных температурах демонстрирует превосходную жесткость и прочность, а при пониженных – отличную ударную вязкость. Также впечатляют показатели ползучести, минимальная деформируемость, значительно более высокая энергопоглощающая способность (благоприятное свойство в аварийных ситуациях.

Очевидно, что в автомобилестроительной отрасли существует несколько потенциальных областей для применения новых полиамидов из серии LF. Примером могут служить узлы двигателя, вставки в сиденья и защитные амортизаторы. Последние подвергаются испытаниям на контролируемое разрушение, т.к. функция этих деталей состоит в том, чтобы при ударном воздействии поглотить как можно больше энергии, защитив остальные конструкции транспортного средства. Кроме того, в других отраслях также существует спрос на пластиковые материалы, способные выдерживать высокие нагрузки. Речь идёт, в частности, о деталях для кофеварок, резьбовых соединителях и компонентах в конструкциях механических перфораторов и велосипедов.