Башнефть ведет переговоры о покупке бизнеса по продаже нефтепродуктов удмуртской компании «Аспэк», сообщило вчера агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в республиканском правительстве. Представитель «Башнефти» подтвердил эту информацию. Основатель группы «Аспэк» — бывший сенатор от Удмуртской Республики Виктор Хорошавцев, в 2009 г. назначенный президентом «Башнефти». Он контролирует больше 64% головной компании удмуртского холдинга ОАО «Аспэк» (47,69% — напрямую, еще 16,46% — через ООО «Дельта холдинг»), следует из отчета этой фирмы за IV квартал 2009 г. Второй акционер «Аспэк» — депутат Госдумы и сын премьер-министра Удмуртии Михаил Питкевич (26,4%).

Три основных бизнеса «Аспэк» — торговля нефтепродуктами, строительство и продажа автомобилей. Представитель антимонопольной службы Сергей Носкович рассказал, что «Башнефть» в начале мая подала ходатайство на покупку 100% ОАО «Аспэк». Но представитель «Башнефти» утверждает, что нефтяную компанию интересует лишь часть бизнеса «Аспэк», связанная с оптовой и розничной продажей нефтепродуктов. Хорошавцев на вопросы «Ведомостей», переданные через пресс-службу «Башнефти», не ответил; с Питкевичем связаться не удалось; гендиректор «Аспэк» Дмитрий Горбушкин от комментариев отказался.

Розницей «Аспэк» управляет ее «дочка» «Аспэк-нефтепродукт». Если верить ее сайту, у компании 44 АЗС в Удмуртии и две нефтебазы; с продажами 130 млн л бензина и дизтоплива в год она занимает примерно 30% розничного рынка республики. У самой «Башнефти» около 300 АЗС, в 2010 г. она собиралась увеличить сеть еще на 50 единиц. Розничную сеть «Аспэк» можно условно оценить примерно в $50 млн, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Но цена АЗС сильно зависит от их месторасположения и объема продаж и может колебаться в пределах $0,3-2 млн, оговаривается он. Оптовая фирма удмуртского холдинга — ЗАО «Аспэк», по собственным данным, продает свыше 100 000 т нефтепродуктов в месяц и имеет годовой оборот на уровне 18 млрд руб. С учетом оптового бизнеса сумма сделки может возрасти минимум вдвое, полагает Борисов.

В стратегии «Башнефти» сказано, что она собирается «агрессивно» развивать маркетинг. В частности, за счет роста сети АЗС и джобберских программ компания обещала увеличить продажи в рознице с 6 до 15-25%, а также создать региональную сеть сбытовых предприятий с объемом продаж до 7,2 млн т топлива в год.