Конфликты промышленных предприятий с энергетиками принимают в последнее время характер эпидемии, ее вспышки отмечаются чуть ли не ежедневно в разных регионах России. Не успели высохнуть чернила на материале об энергетическом кризисе на «Курскхимволокне», как последовал новый конфликт, но теперь уже в далекой Сибири. Главные герои нынешнего спора - два крупных предприятия Иркутской области: «Иркутскэнерго» и «Саянскхимпром».

В подобных конфликтах, как правило, не бывает победителей и побежденных – у каждого своя позиция, и она по-своему оправданна. Сегодня мы предоставляем слово «Саянскхимпрому». Его позицию выражает помощник генерального директора предприятия по связям с общественностью Александр Смолин.

rcc.ru: Скажите, пожалуйста, в чем суть претензий «Иркутскэнерго» к «Саянскхимпрому»?

А.Г. Смолин: История конфликта насчитывает уже около 10 лет. Дело в том, что предприятия химической промышленности достаточно энергоемки. «Саянскхимпром» строили в расчете на дешевые энергоресурсы Сибири, в частности, на большие запасы угля. К моменту распада Советского Союза мы практически вышли на проектную мощность, выпуская 250 тыс тонн ПВХ в год. Однако вскоре часть потребителей оказалась в СНГ, с ними сейчас невозможно торговать, непонятна схема платежей, слишком велики транспортные расходы. Дошло до того, что стоимость транспортировки одной тонны продукции до Новороссийска достигла 200 долларов, при этом цена тонны самого продукта – 400 долларов. Это мешает торговать не только со странами СНГ, но и с дальним зарубежьем. А ведь мы успешно торговали раньше с Северной Европой: Финляндией, Швецией, Голландией. Правда, с Финляндией мы продолжаем поддерживать отношения до сих пор, поскольку получаем оттуда специальные добавки, которые в России не производятся. Наш завод строился по западным технологиям, благодаря чему у нас достаточно высоко качество продукции, позволяющее успешно конкурировать с ведущими производителями. Мы успешно торговали с LG, экспортировали продукцию даже в Японию. Теперь мы от Дальнего Востока отрезаны, так что нашим партнером остался только Китай.

rcc.ru:Вы ориентируетесь исключительно на экспорт?

А.Г. Смолин: Скорее, мы вынуждены ориентироваться на экспорт. Дело в том, что в советские времена примерно 250 тыс тонн ПВХ приходилось импортировать, поскольку существующих мощностей не хватало для удовлетворения спроса. Сейчас ситуация прямо противоположная: российские потребители не в состоянии переработать то, что производится в стране, поскольку их мощности загружены, в лучшем случае, наполовину, оборотных средств нет, они не платежеспособны. Хотя работать с российскими партнерами для нас выгоднее. Мы бы с большим удовольствием работали только для внутреннего рынка.

rcc.ru: Вот мы и подошли к основной теме разговора. Не кажется ли вам, что на таких же позициях стоят и энергетики, не желающие отгружать свой продукт неплатежеспособным предприятиям, и в этом смысле аналогия очевидна?

А.Г. Смолин: Аналогия действительно есть. Но из-за нашей экспортной направленности в глазах многих «Саянскхимпром» – «долларовая кубышка». Никто ведь не задумывается над тем, что мы фактически работаем себе в убыток, но если прекратить экспорт, придется вообще закрывать предприятие. В 1995 –96 годах, кстати, приходилось стоять по 8 месяцев в году.

rcc.ru: Скажите, откуда все-таки взялись долги, если предприятие работает с прибылью?

А.Г. Смолин: Это старые долги. Все текущие платежи мы осуществляем вовремя. Нас очень беспокоят эти долги, мы не собираемся уклоняться от них. Но ведь кроме «Иркутскэнерго» у нас еще два десятка кредиторов, с которыми тоже надо расплачиваться. За прошлый год было погашено кредиторской задолженности на сумму 135 млн рублей.

rcc.ru: Тем не менее, проблему надо решать. Какие шаги в этом направлении предпринимает «Саянскхимпром» ?

А.Г. Смолин: Мы предложили «Иркутскэнерго» 20 вариантов реструктуризации долга, но возникает ощущение, что им не нужны сами по себе долги. Иначе чем объяснить их требование погасить задолженность одномоментно?

Но ситуация на сегодня такова, что в результате проведения реструктуризации предприятие «Саянхимпром» фактически не имеет собственности, вся собственность сосредоточена в дочерних предприятиях, которые никому ничего не должны. Через ОАО «Саянскхимпласт», к примеру, идет 90% оборота. Реструктуризацию мы произвели на законных основаниях. Мы ее для того и проводили, чтобы нас не смогли обанкротить.

rcc.ru: Какова общая сумма долга?

А.Г. Смолин: На сегодняшний день она составляет 340 млн рублей. Выплатить такую сумму за один раз просто нереально.

rcc.ru: А какие сроки были бы реальны для вас?

А.Г. Смолин: По нашей схеме погашение задолженности возможно в течение 6 лет. Оборот у нас солидный, порядка 100 млн долларов, но надо смотреть прежде всего на себестоимость производства, на уровень рентабельности. Рентабельность энергетиков, по моим данным, доходила до 60%, даже в те времена, когда мы стояли. Энергетика - обслуживающая отрасль, она, прежде всего, должна создавать условия для нормального функционирования предприятий. Нельзя делать так, чтобы вся промышленность области, где сосредоточены крупнейшие предприятия, оказывалась заложницей монополистов от энергетики.

rcc.ru: Вы думаете, на других предприятиях аналогичная ситуация?

А.Г. Смолин: Абсолютно такая же. А у нас развиты целлюлозно-бумажная, алюминиевая промышленность. Месяц назад «Иркутскэнерго» объявила об увеличении тарифов в 2,5 раза. Все прекрасно понимают, что повышение тарифов обернется, и не только для нас, просто катастрофой. И это сейчас, когда за последние четыре года ежемесячный прирост производства составляет 12-15%, мощности загружены на 66-70%, и мы уже вплотную приблизились к проектной мощности.

rcc.ru: Насколько я понимаю, угрозы энергетиков пока проявляются только на словах. А какие-то практические действия уже предпринимались?

А.Г. Смолин: К счастью, практических действий за словесными угрозами пока не последовало. Вчера, к примеру, включили отопление. Недавно в «Иркутскэнерго» сменилось руководство, нам кажется, что это команда дальновидных и мудрых специалистов.

rcc.ru: Верите ли вы в благополучный исход?

А.Г. Смолин: Уверен, что благоразумие возьмет верх.