Конкуренция на европейском рынке корабельных и защитных покрытий

Рынки корабельных и защитных покрытий во многом похожи друг на друга. Так же, как подобны, к примеру, защитные покрытия (эпоксиды и полиуретаны), применяемые в этих двух отраслях. Кроме того, существуют компании (International Protective Coatings, Hempel и Jotun), проявляющие активность и на том и на другом рынке.

Однако состояние конкуренции в этих двух секторах является различным. И объясняется это тем, что рынок защитных покрытий включает большее количество игроков и, по этой причине, является менее консолидированным. Продукция пяти ведущих европейских компаний составляет приблизительно 50 процентов европейского рынка защитных покрытий, тогда как верхняя пятерка на рынке корабельных покрытий занимает 90 процентов европейского рынка.

Цены и доходность

Общим свойством данных рынков является и произошедшее в последние годы размывание цен. Причиной чего является политика ведущих компаний, которые для того, чтобы расширить долю своего участия в рыночном обороте, шли на снижение цен. Несмотря на то, что данная стратегия себя оправдывала (по крайней мере, в части увеличения рыночной доли), падение уровня цен пришлось как раз на то время, когда сократился торговый оборот, и выросли цены на сырье - а это уже существенно сказалось на доходности.

Индивидуализация продукции

Одной из проблем, с которой сталкиваются компании данных рынков, является отсутствие полноценной дифференциации продукции. Этот фактор осложняет ценовую ситуацию, так как покупатели и здесь желают осмотреться и выбрать изделие по как можно более низкой цене. Цены снижаются даже на самые новые и высотехнологичные покрытия, которым, теоретически, должна соответствовать более высокая цена (по причине дополнительных затрат на их производство) - так как многие покупатели продолжают искать продукцию с самой низкой ценой, не обращая внимания на невысокие технические характеристики такой продукции.

Контракты с твердой ценой свойственны для данной ситуации, и промышленные эксперты характеризуют ценовые соглашения в некоторых областях как "бессмысленные".

Что будет дальше?

Наиболее вероятно, что понижательная ценовая тенденция сохранится на обоих рынках, и вопрос, который встанет перед компаниями - в какой точке цены станут по настоящему неприемлемыми.

На рынке корабельных покрытий доминирование глобальных компаний продолжится, а, вероятно, и возрастет. Если крупнейшие компании могут сохранять доходность (посредством больших объемов продаж), занимаясь своей основной деятельностью или же способны продолжать работать с убытками, то вот компании поменьше рано или поздно должны будут разориться.

На рынке защитных покрытий, поскольку он имеет гораздо более раздробленный характер, мелкие компании, сосредотачиваясь на локальных рынках и рыночных нишах, имеют больше шансов выжить. Однако, скорее всего, консолидация и здесь является делом недалекого будущего. Хотя сейчас трудно понять, поможет ли она стабилизировать цены.

Трудно понять, смогут ли в обозримом будущем цены на этих рынках вновь стать твердыми. Ведь контингент заказчиков продолжает ждать ценовой конкуренции и снижения цен. Будущая конкурентная среда на этих рынках зависит от того, как долго в сегодняшнем экономическом климате каждая из крупнейших компаний пожелает работать со значительно сниженной прибылью или же сможет работать с убытками.