Энергокомпания «Энел Россия» попросила «Совет рынка» об отсрочке штрафов из-за опоздания со вводом Кольской ВЭС на 200 МВт. Речь идет о штрафах за декабрь 2021 года и январь—февраль 2022 года. Компания объясняет нарушение сроков форс-мажором: на единственной транспортной переправе к стройплощадке летом 2020 года подтопило опоры. Ежемесячный штраф, по оценкам аналитиков, может достигать 73 млн руб. Потребители, за счет выплат которых «Энел Россия» будет возвращать инвестиции в строительство ВЭС, против поблажек.

Дочерняя структура «Энел Россия» (подконтрольна итальянской Enel) «Энел Рус Винд Кола» обратилась в наблюдательный совет «Совета рынка» (регулятор энергорынков) с просьбой об отсрочке списания штрафов для не построенной в срок Кольской ВЭС на 200,97 МВт. Вопрос будет рассматриваться набсоветом 24 декабря.

Кольская ВЭС в Мурманской области должна была начать поставку мощности на рынок с 1 декабря 2021 года, но генкомпания просит предоставить отсрочку по списанию штрафов за непоставку за декабрь 2021-го, а также январь и февраль 2022 года. «Энел Россия» информирует набсовет о «наступлении обстоятельств непреодолимой силы» в период с 25 января по 8 апреля 2021 года, «повлекших невозможность исполнения обязательств по ДПМ».

Новая ветрогенерация в РФ строится по договорам поставки мощности (ДПМ). Они гарантируют возврат инвестиций за счет повышенных выплат потребителей оптового энергорынка. Но если генкомпания срывает сроки поставки мощности, то платит штраф. В случае с Кольской ВЭС его размер, по оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», будет составлять около 73 млн руб. в месяц. При этом ВЭС в Мурманске может заработать и позже оговариваемых с набсоветом сроков: топ-менеджмент «Энел Россия» сообщал сначала, что запуск перенесен на апрель 2022 года, а затем на май 2022 года.

Как следует из материалов к набсовету, обстоятельством непреодолимой силы для «Энел Россия» является подтопление автомобильного моста через реку Канентъявр в июне 2020 года — единственной дороги от Мурманского порта до площадки ВЭС. В итоге фактическая нагрузка была ограничена 40 тоннами, что, как утверждает «Энел Россия», не позволяло перевозить крупногабаритные части ветроустановки — подрядчикам приходилось уменьшать вес транспорта и увеличивать количество рейсов. На период реконструкции старого моста был построен временный мост, движение по нему было запущено в апреле 2021 года, пишет Ъ.

Запрашиваемая «Энел Россия» отсрочка не предполагает полного отказа от их выплаты, но дает компании возможность оттянуть их списание. При этом компания может провести с потребителями энергорынка подписную компанию: если конкретные потребители согласятся с тем, что отставание по срокам ввода действительно связано с форс-мажором, то размер штрафа может снизиться пропорционально их участию в платеже за мощность. Аналогично «Энел Россия» действовала при задержке сроков ввода Азовской ВЭС (90 МВт) в Ростовской области на четыре месяца, снизив общий объем штрафа на 28%.

В «Энел Россия» подтвердили, что направили в набсовет заявление о предоставлении отсрочки расчета и списания штрафа с декабря 2021 года по февраль 2022 года, отметив, что сейчас на стройплощадке Кольской ВЭС круглосуточно ведутся работы по монтажу ВЭУ, полностью смонтированы линия электропередачи и оборудование подстанции. В «Совете рынка» сообщили, что изучают материалы.

В «Сообществе потребителей энергии» считают представленные основания для отсрочек или иных послаблений неубедительными, поскольку у компании были возможности устранить проблему или найти альтернативное решение для своевременного ввода объекта.