Инвесторы, которые учитывают влияние компании на окружающую среду и общество, могут иметь различную мотивацию. В зависимости от целей инвестирования выделяют подходы:

Импакт-инвестирование

Некоторые инвесторы стремятся не только получить доходность, но и помочь уменьшить негативное влияние деловой активности на окружающую и социальную среду — эта стратегия называется импакт-инвестированием. Ее цель — положительное воздействие на мир путем инвестирования, например, в некоммерческие организации (НКО), которые приносят пользу обществу, или в предприятия, использующие чистые технологии, которые приносят пользу окружающей среде, пишет РБК.

Как правило, такие вложения делают институциональные инвесторы: хедж-фонды, частные фонды, банки, пенсионные фонды. Частные инвесторы могут вкладывать свои средства через платформы компаний, предоставляющих финансовые услуги, например, выдавать микрофинансовые кредиты владельцам малого бизнеса в развивающихся странах.

Как вид импакт-инвестирвоания выделяют социально ответственное инвестирование (SRI) — это инвестиции с учетом морально-этических или религиозных принципов, в этом случае выбор становится более категоричным.

ESG-инвестирование

Другие инвесторы анализируют экологические, социальные и управленческие практики, которые могут повлиять на прибыль компании. Например, компания, которая допускает дискриминацию части сотрудников или нарушает условия труда, может оказаться в невыгодном положении с точки зрения конкуренции.

ESG-инвестирование предполагает, что инвесторы вкладывают средства в компании, которые соответствуют стандартам в сфере охраны окружающей среды, социальной политики и качества корпоративного управления. Нередко ESG-стратегии путают с импакт-инвестированием. «На наш взгляд, ESG — это, скорее, защитная стратегия. В то время как импакт-инвестирование сосредоточено на инвестировании в компании с четкой миссией по изменению ситуации в положительную сторону», — пояснял управляющий директор компании iCapital Кунал Шах.

Расцвет популярности и критика за рубежом

За 2021 год объем инвестиций в ESG превысил $1,6 трлн, объем активов в ESG-стратегиях достиг $4 трлн. При этом бывший директор по устойчивым инвестициям BlackRock Тарик Фэнси настроен скептически и считает, что это «не реальные $4 трлн», поскольку многие управляющие компании используют аббревиатуру ESG в названиях своих фондов только потому, что это позволяет привлечь больше активов и увеличить комиссию за управление.

Гринвошинг — это создание ложного впечатления о том, что продукция компании влияет на защиту окружающей среды более позитивно, чем на самом деле. Это дезинформация, которую распространяет организация для создания имиджа экологически ответственного бизнеса. 
Таким образом компании могут пытаться обмануть потребителей или инвесторов, чтобы заработать.

Количество ESG ETF  к концу апреля 2022 года достигло 1014, а стоимость активов под управлением составила $369,31 млрд — она уменьшилась по сравнению с концом 2021 года из-за снижения стоимости базовых активов, но оттока средств клиентов из фондов не происходило. В апреле 2022 года ESG-фонды получили от инвесторов $6,83 млрд.

По данным Bloomberg Intelligence, к 2025 году мировые активы в сфере ESG вырастут до $50 трлн с примерно $35 трлн в настоящее время. Это больше, чем $30,7 трлн в 2018 году и $22,8 трлн в 2016 году, согласно данным Глобальной ассоциации устойчивых инвестиций.

Ситуация в России: мнения экспертов

ESG-повестка оказалась под серьезным ударом с февраля 2022 года, в условиях операционных проблем компании будут намного меньше задумываться об ESG-целях, отметил аналитик ФГ «Финам» Александр Ковалев.

При этом и до 2022 года российские инвесторы не показывали особого интереса в ESG. Главным драйвером «зеленых» инициатив представителей отечественного фондового рынка были репутационные факторы, а в условиях ухода западных инвесторов они потеряли свою актуальность, считает Ковалев.

Однако личный брокер «Открытие Инвестиции» Станислав Розинов полагает, что ESG-повестка актуальна вне зависимости от рыночной конъюнктуры: «В России ESG-повестка важна, несмотря на все изменения последнего года. Напротив, в условиях санкционного давления и эмбарго на поставки из РФ, у страны появляется шанс переориентировать свой рынок, нарастив в нем несырьевой сектор».

«Мобилизация ESG-повестки — импортированное явление, результат того, что наши компании почувствовали прессинг со стороны международных инвесторов, где Европа была в авангарде норм приличия, но восточные страны также активно разрабатывают ESG-стандарты», — заявлял исполнительный директор, руководитель ESG-банкинга, ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков. По его словам, сейчас российские экспортеры будут сталкиваться с повышенными требованиями к нормам устойчивого развития со стороны азиатских партнеров.

При этом в портфелях крупных управляющих компаний меньше 2% активов можно отнести к ESG-инструментам, указывал генеральный директор «Эксперт Бизнес-решения» (компания агентства «Эксперт РА») Павел Митрофанов.

«Сейчас львиную долю оборотов генерируют частные инвесторы, которые не особо вникают в зеленую повестку компаний. Общий тренд сейчас не просматривается, хотя нельзя сказать, что заглох. Зеленые инвестиции требуют импортных ресурсов, а сейчас стараются на этом экономить», — считает заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко.

Он указал на то, что в 2022 году были размещены два выпуска корпоративных облигаций, отвечающих критериям ESG, а в прошлом году их было 10, из них 5 «зеленых». «Но сами условия выпусков готовились давно. На мой взгляд, крупные компании будут включать в облигационные займы ESG-обязательства. Но есть одна тонкость: из-за санкций взаимодействие международных организаций с эмитентами ограничено. Нужны российские верификаторы. Какие у них будут стандарты, сказать сложно. Не получилось бы так, что «зелеными» будут считаться облигации, которые не были бы таковыми в прошлом», — подчеркивает Ващенко.

О планах разработать в 2022 году собственный ESG-рэнкинг российских компаний заявило Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА). Генеральный директор АКРА Михаил Сухов отмечал, что многие российские компании ранее пользовались услугами международных рейтинговых компаний и заказывали у них ESG-экспертизу. Из-за изменения геополитической ситуации сейчас большинство из них оказались без ESG-рейтингов и без независимой ESG-экспертизы. В марте о временном прекращении своей деятельности в России заявили международные рейтинговые агентства Fitch, Moody's и S&P Global Ratings.

Генеральный директор Национального рейтингового агентства (НРА) Алина Розенцвет также заявляла, что НРА готовит собственные рэнкинги в области устойчивого развития, фиксирующие прогресс компаний в этой области, и будет продолжать эту работу и в 2022 году. «Рейтинги и рэнкинги в текущих условиях закрытости информации становятся зачастую единственным способом публично заявить о своем развитии в области ESG», — считает Розенцвет.

ESG-инструменты для российских инвесторов

Сейчас возможности российских инвесторов вкладываться в зарубежные ESG-инструменты ограничены: например, владельцы паев иностранных биржевых фондов (ETF) не могут совершать никаких операций, потому что эти инструменты не допущены к торгам, а их погашение или приобретение возможно только на бирже. Московская биржа  пояснила, что запуск торгов иностранными акциями и ETF будет возможен, когда возобновятся операции по переводу бумаг между Национальным расчетным депозитарием (НРД) и европейскими депозитариями Euroclear и Clearstream.

Также неквалифицированные инвесторы вскоре столкнутся с ограничениями на покупку иностранных ценных бумаг, выпущенных эмитентами  из недружественных стран, а это значит, что интерес к зарубежным бумагам, которые входят в международные ESG-рейтинги, упадет.

Основными инструментом для ESG-инвестиций в России могут стать облигации  российских компаний, евроооблигации и паевые инвестиционные фонды (ПИФы).

1. Облигации
Мосбиржа предлагает «зеленые» и социальные облигации, облигации устойчивого развития, «зеленые» кредиты, а также облигации и кредиты, ориентированные на цели устойчивого развития.

В августе 2019 года Мосбиржа выпустила новые правила листинга, в которые был добавлен сектор устойчивого развития, чтобы можно было финансировать экологические проекты и социальные инициативы. Он включает облигации таких эмитентов, как правительство Москвы, Сбербанк, КАМАЗ, ВЭБ.РФ, МТС и другие. Всего в секторе размещены 24 выпуска облигаций.

«Если зеленые и социальные облигации, соответствующие российским стандартам ESG, появились на Московской бирже уже достаточно давно, то в 2021 году были выпущены инструменты, сертифицированные не только по российским, но и по международным ESG-стандартам», — рассказал личный брокер «Открытие Инвестиции» Станислав Розинов.

2. Еврооблигации
«Также российским инвесторам внутри контура НРД доступны и социальные еврооблигации — в конце января 2021 года первый выпуск подобных бумаг разместил Совкомбанк объемом $300 млн на 4 года», — рассказал Розинов. В условиях санкций против НРД российские инвесторы могут совершать внебиржевые сделки купли-продажи бумаг внутри контура НРД при наличии спроса и предложения по оговоренной цене.

3. ПИФы
Помимо рынка заимствований, инвесторам доступны инвестиции в ПИФы, ориентированные на цели устойчивого развития. «На Мосбирже присутствуют, в том числе, БПИФы рыночных финансовых инструментов, рейтингованные европейскими рейтинговыми агентствами, которые включают в себя акции компаний, показавшие лучшую динамику в сфере устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности», — напомнил Розинов.

Он также считает, что ESG-инвестиции могут сделать портфель более устойчивым к высокой волатильности  сырьевых рынков и застраховать инвестора от потенциального снижения стоимости сырьевых экспортеров в будущем: «Этот вопрос особенно важен для инвесторов на российском рынке, так как больше половины капитализации  индекса Мосбиржи составляет именно сырьевой сектор».