Не дав согласия на слияние французской компании Sidel и шведской Tetra Pak, члены Еврокомиссии могут спровоцировать очередную волну недовольства. Это уже пятый в нынешнем году случай, когда слияние европейских промышленных компаний не получает одобрения Брюсселя. Предприниматели и правительственные круги некоторых стран склонны расценить очередной отказ Комиссии как проявление своеобразной фобии.

1,7 млрд евро – такова была ожидаемая стоимость слияния, которому комиссия сказала: «Стоп!». В комментарии к принятому решению дирекция по вопросам конкуренции ЕС подчеркнула, что вхождение в Tetra Pak французского производителя машин для выпуска пластиковой упаковки (например, полиэтиленовых бутылок) дало бы шведскому концерну (мировому лидеру в производстве упаковки из бумаги и картона, например, для молока и соков) возможность занять доминирующие позиции на рынке упаковки. Это свело бы, по мнению членов Комиссии, на нет конкуренцию, что не замедлило бы сказаться на уровне цен и желании проводить в жизнь какие-то инновационные решения.

Однако не всех эти доводы убеждают. На Tetra Pak работает 19 тысяч человек. Но даже столь внушительная организация не смогла скрыть своего разочарования, будучи поставленной перед фактом необходимости продажи 91 процента акций Sidel.

Несколькими днями ранее шеф Tetra Pak господин Goran Grosskopf написал беспрецедентное по своей смелости письмо, адресованное 19 членам комиссии, где без обиняков высказал все, что думает о политике комиссара по делам конкуренции Mario Montiego.

Такая политика может заморозить европейскую промышленность и еще больше отдалить Еврокомиссию от главного – объединения в мировом масштабе, базирующегося на солидном хозяйственном и экономическом фундаменте, как полагает Grosskopf. Потенциальные выгоды от соединения подобного рода отвергаются, что отнюдь не является благом и не сулит выгод европейской промышленности.

Grosskopf не единственный разочарованный принятым в Брюсселе решением бизнесмен. Французский электромеханический концерн Schneider сообщил о своем желании выступить против Комиссии в трибунале, после того как было заблокировано его слияние с французской компанией Legrand.

Чем же еще, кроме панического страха, известного у медиков как фобия, можно объяснить тот факт, что за период с начала 90-х до конца 2000 года Комиссия выступила против 13 объединений (из 2 тыс рассмотренных заявлений), а в этом году были даны уже пять отказов.

И если голоса недовольных промышленников еще можно проигнорировать, то «не расслышать» правительственные заявления будет намного трудней. Париж таит обиду на Montiego: сторону компании Schneider принял сам Жак Ширак, а премьер Леонель Жоспен даже прилетал в Брюссель лично. Но все напрасно. Не в восторге от действий Комиссии и Соединенные Штаты: не забылся отказ на слияние General Electric и Honeywell.

Аналитики, однако, считают, что Комиссия выдержит все нападки и останется верна избранной тактике. В последний раз вслух выразили свой протест правительства Швеции и Франции. Но остальные могут быть вполне довольны, а об этом не принято заявлять вслух. Кроме того, в делах конкуренции Комиссия по-прежнему независима от чьего бы то ни было мнения.