Проблема может быть решена

Задача охраны окружающей среды стоит перед любым крупным предприятием. Очистить хотя бы свои собственные отходы – уже нелегко для многих из них. Но проблема значительно обостряется, если на предприятие дополнительно возложена функция очистки отходов жизнедеятельности города, в котором оно расположено.

С одной стороны, бремя экологической очистки существенно увеличивает нагрузку (в том числе и финансовую) на предприятие, но с другой – делает городские власти уязвимыми перед требованиями промышленников.

Экологическая катастрофа, вызванная подобным конфликтом, могла разразиться в Волгограде. Расположенное в его южной части АООТ "Каустик" уведомило власти города, что отказывается принимать хозяйственные стоки юга Волгограда на свои биологические очистные сооружения. Руководители города и городской экологический департамент расценили это заявление как шантаж. Но можно понять и представителей «Каустика», вынужденного решать не только свои, но и городские проблемы без соответствующей компенсации.

Так или иначе, перед городом встала реальная угроза выброса канализационных стоков в озеро Сарпа или непосредственно на почву, что, все равно, привело бы к попаданию их в подпочвенные воды.

На сегодняшний день проблема улажена. Волгоградские власти нашли возможность финансировать АООТ "Каустик" очистку городских стоков. Местные экологи намерены не выпускать ситуацию из-под контроля.

Конечно, шантажировать власти угрозой экологической катастрофы, грозящей сотням и тысячам людей, – это не способ решения финансовых вопросов, но и руководство города могло бы найти способ договориться с предприятием, не доводя конфликт до столь острой стадии.

Еще одни вывод из описанного случая – то, что в нашей стране еще не пользуется достаточным доверием механизм решения подобных конфликтов через суд: руководство «Каустика» предпочло силовое давление нормальной правовой процедуре.

Есть предприятие – есть проблема, нет предприятия – есть обострение проблемы

Гораздо острее встала проблема экологии в Волгодонске Ростовской области. Здесь за четыре десятилетия работы Волгодонского химического завода образовались гигантские залежи ядовитых отходов: одного только сульфата натрия скопилось более миллиона тонн. Отходы хранятся на сульфатных полях и в шламонакопителях.

Ассоциация «Экология Дона» в течение пяти лет занималась поиском путей переработки токсичных отходов. В настоящее время действует небольшое производство сульфата натрия с ежемесячной производительностью 1000 тонн. Но при таком объеме производства все отходы будут переработаны лишь через 15-20 лет, а до тех пор сохранится угроза экологической катастрофы.

Ситуация стала критической после того, как химзавод прекратил свое существование как юридическое лицо: определением арбитражного суда Ростовской области он исключен из государственного реестра в связи с его ликвидацией.

Естественным шагом руководства (верней: бывшего руководства) завода было уведомить городские власти о том, что поля с залежами яда передаются на баланс города. Однако мэрия отказалась принимать такой «дар», заявив, что не имеет для этого ни денежных средств, ни лицензии. Результатом этого стало то, что свалка оказалась вообще без присмотра.

Тем временем вымываемый дождями сульфат стал все в больших количествах приникать в почву. Угроза грозит не только местным жителям, но – в случае попадания ядовитых вод в Дон – огромному региону, расположенному ниже по течению реки.

Дело было рассмотрено Арбитражным судом, который нашел многочисленные нарушения экологической безопасности.