Нижегородский холдинг «ГазСервисКомпозит» подписал соглашение с Минским автомобильным заводом (МАЗ) о поставке партии норвежского газобаллонного оборудования, которое выпускается в режиме отверточной сборки в Нижнем Новгороде. Пока речь идет о 150 комплектах, включающих 900 полимерно-композитных баллонов для сжатого метана. Если спрос будет достаточным, «ГазСервисКомпозит» не исключает локализации производства баллонов на своих мощностях. Эксперты отмечают, что в долгосрочной перспективе при господдержке рынок газомоторной техники будет расти, но пока спрос тормозит неразвитость инфраструктуры.

Нижегородская группа компаний «ГазСервисКомпозит» подписала соглашение о сотрудничестве с белорусским МАЗом о поставках газобаллонного оборудования для пассажирских автобусов. Как пояснил генеральный директор ЗАО УК «ГазСервисКомпозит» Олег Зайцев, входящее в группу ООО «Ругазко» (СП нижегородской группы «Автокомпонент» и норвежского холдинга Hexagon) выиграло тендер стоимостью 130 млн руб. на поставку для МАЗа 150 газовых систем, каждая из которых включает шесть газовых баллонов CNG (compressed naturel gas, сжатый природный газ — метан) объемом по 214 л. «Ранее совместными усилиями мы сделали прототип автобуса на газомоторном топливе (МАЗ-203965 — „Ъ“), модель которого на сегодняшний день пошла в серию. В ближайшей перспективе перед нами стоит задача разработать грузовой автомобиль», — пояснил Олег Зайцев. Партию оборудования для МАЗа поставят с американских и европейских производств Hexagon, выполнив в Нижнем отверточную сборку. Но в течение года-полутора группа при стабильном спросе не исключает локализации производства в России. По предварительным данным, предприятие может быть размещено в Сызрани Самарской области, но параметры проекта пока не раскрываются.

ЗАО «Управляющая компания „ГазСервисКомпозит“ зарегистрировано в мае 2013 года. Образована для управления газобаллонным производством ООО «Ругазко», созданным в 2011 году (СП нижегородской группы «Автокомпонент» и норвежского холдинга Hexagon) и другими активами того же профиля. 100% акций, по данным kartoteka.ru, принадлежат Михаилу Ершову. Финансовая отчетность не раскрывается.

В перспективах рынка господин Зайцев не сомневается, напоминая, что по принятой в прошлом году госпрограмме до 2020 года на газ в стране должны быть переведены не менее 20 тыс. пассажирских автобусов и около 25 тыс. грузовиков. По словам топ-менеджера, «ГазСервисКомпозит» договаривается о поставках газобаллонного оборудования со всеми производителями пассажирского транспорта и в ближайшее время может появиться конкретика в переговорах с КамАЗом.

«За ближайшие пять лет в России должно быть выпущено около 5 млн баллонов. Так что 150 систем — это только начало. Думаю, дальше счет пойдет на тысячи», — добавил генеральный директор ООО «Ругазко» Максим Шишин. Первый заместитель генерального директора МАЗа по коммерческим вопросам Валерий Иванкович был осторожен в прогнозах: «Все зависит от потребностей рынка и развития газомоторной инфраструктуры в России».

По оценке основателя проекта внебиржевой аналитики Small letters Виталия Крюкова, пока доля газомоторного транспорта в России — менее 1%, тогда как в развитых странах доходит до 10% и выше: «В долгосрочной перспективе рынок очень хорош, но в краткосрочном периоде могут быть проблемы из-за практически отсутствующей инфраструктуры».

Пока в стране всего около 250 заправок CNG, в том числе три в Нижегородской области. «Теоретически внутренний рынок газа очень большой, но развивать его тяжело из-за недостаточности инфраструктуры и неочевидной коммерческой привлекательности. Поэтому многое будет зависеть от воли и желания руководства страны в выдаче субсидий для потребителей газа», — рассуждает аналитик инвесткомпании «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов, добавляя, что сегодня потенциал для сбыта газа за пределами России низок, поэтому государству придется увеличивать его потребление внутри страны.