Руководители «Славнефти» беспокоятся о своей судьбе при разделе компании ее владельцами - «Газпром нефтью» и ТНК-BP. На этот случай они готовят план компенсаций. Но акционеры «Славнефти» уверяют, что никаких решений о ее разделе нет.

Много лет рынок ждет, когда «Газпром нефть» и ТНК-BP поделят «Славнефть». Слухи о том, что схема согласована, активизировались, говорят сотрудники нескольких инвестбанков. Поэтому менеджмент «Славнефти» приготовил программу собственных компенсаций на случай реорганизации компании, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к совету директоров «Славнефти». Компенсации предполагаются при «гипотетических» вариантах раздела в 2011-2012 гг., отмечает один из них, но деталей не раскрывает.

Источник, близкий к «Славнефти», утверждает, что беспокойство обоснованно: схема раздела согласована. Поэтому менеджмент компании приготовил не просто план компенсаций, а план по удержанию сотрудников и их перераспределению в новые компании.

В 2002 г. тогда еще «Сибнефть» и ТНК купили «Славнефть» у государства за $1,86 млрд. Почти сразу они начали думать, как поделить ее (а до тех пор просто делили нефть и мощности НПЗ). В 2008 г. «Газпром нефть» и ТНК-BP разделили сбытовую сеть бывшей госкомпании. Заместитель гендиректора «Газпром нефти» Анатолий Чернер заявил тогда, что дальнейший раздел не планируется.

Планы изменились, уверяет источник, близкий к «Славнефти»: переговоры шли девять месяцев, есть согласованный вариант сделки, которая может закрыться уже в I квартале 2011 г. «Газпром нефть» должна получить сервисные предприятия и главный добывающий актив «Славнефти» — «Мегионнефтегаз» (почти 12 млн т в 2009 г.), знает собеседник «Ведомостей». ТНК-BP достанется нефтепереработка, добавляет он; это «Ярославнефтеоргсинтез» (в 2009 г. переработал 13,7 млн т) и 42,5% Мозырского НПЗ. Остальные добывающие активы пока будут в паритетном владении, но головной офис «Славнефти» будет ликвидирован.

В таком случае «Газпром нефть» и ТНК-BP должны быть довольны, отмечает аналитик Uniсredit Securities Павел Сорокин: «дочке» «Газпрома» сейчас нужнее рост добычи, а ее партнеру — переработка.

Подтверждений этой схеме «Ведомостям» найти не удалось. Менеджеры «Газпром нефти» и ТНК-BP сказали, что согласованных вариантов нет. «Консультации» продолжаются, но говорить о сделке рано, отмечает менеджер «Газпрома». Представители «Газпром нефти» и ТНК-BP факт переговоров не комментируют, также уверяя, что решений нет. «Скорый раздел “Славнефти” уже давно стал частью корпоративной мифологии», — считает представитель «Славнефти» Мария Гриднева. О программе компенсаций ей не известно.