Список холдингов, компаний и фирм, занимающихся производством фармацевтических препаратов, настолько обширен, что невозможно представить его во всей полноте ни специалистам-медикам, ни, тем более, рядовому покупателю. Однако среди представителей фармацевтической индустрии есть имена, которые на слуху у всех, причем достаточно давно.

ICN, Janssen-Cilag, GlaxoWellcome, Pfizer, Bayer… Таких имен — известных во всех цивилизованных странах уже не одно десятилетие — наберется десяток-другой. Далеко не последнее место в этом ряду занимает венгерская фармацевтическая компания Gedeon Richter (RG), отмечающая в этом году свое столетие.

Начало пути

Юбилей, что и говорить, серьезный (правда, Berlin-Chemie, ныне входящая в состав ведущего фармацевтического объединения Италии – группы Menarini, может похвастаться и более солидным возрастом — основанная в 1818 году Карлом Кальбаумом и в первой половине двадцатого столетия носившая имя Schering-Kahlbaum, компания Berlin-Chemie в этом году отмечает уже 183-й день рождения).

RG есть чем гордиться: на региональных рынках, общее количество населения которых составляет 400 миллионов жителей, Gedeon Richter является ведущей фармацевтической компанией. Только на территории России сейчас работают 9 представительств RG, да еще 11 разместились в других странах СНГ.

Начиналось все (как, кстати, и в случае с Berlin-Chemie), с одного человека, чье имя до сих пор носит компания. Любопытство, любовь к избранной профессии и наследство, доставшееся от родителей, позволили молодому венгру по имени Гедеон Рихтер (или, как принято у венгров, Рихтер Гедеон – отсюда и аббревиатура RG) создать собственную фармацевтическую империю, которую соотечественники и поныне считают основанием всей своей фармацевтического промышленности.

Собственно говоря, Рихтеру отчасти повезло еще и со временем и страной: как раз в те годы, когда молодой ученый, “из дальних странствий возвратясь” (он посетил Германию, Италию, Англию и Францию), приобрел в Будапеште аптеку «Sas» («Орел»), Венгрия была озабочена проблемой развития и совершенствования системы здравоохранения: в 1876 году был принят Закон о здравоохранении, начали возникать фонды обязательного медицинского страхования, министерства, профессиональные организации.

Свою аптеку, которой в самом недалеком будущем предстояло превратиться в лабораторию по созданию новых препаратов, Рихтер приобрел именно в тот год, когда в его стране появилось Главное управление здравоохранения, задачей которого стало управление фармацевтикой. Еще через восемь лет – в 1909 году — был создан III Венгерский фармакологический и фармакопейный кодекс, который регламентировал соответствие всех количественных и качественных требований к производству лекарственных средств международным нормативам (прообраз GMP). Не появись в Венгрии этот документ, ее медикаменты еще не скоро смогли бы появиться на мировом фармацевтическом рынке.

Рихтер проявил недюжинный коммерческий талант, выбрав в качестве основного направления разработку органотерапевтических препаратов — новейшую для того времени отрасль фармацевтики, изучению которой он посвятил большую часть своих поездок по Европе.

Начав с одной аптеки, Рихтер и его помощники относительно быстро сумели заработать капитал, достаточный для строительства завода и научно-исследовательского центра, которые позволили уже сформировавшейся компании заняться постепенным расширением сферы деятельности. Теперь фармацевтическая фирма Gedeon Richter занялась поиском, разработкой и выпуском органотерапевтических, синтетических органических и неорганических химиотерапевтических препаратов. В список предлагаемых к продаже лекарственных средств вошли лецитины, витамины, и инсулины, в двадцатые годы компания освоила производство препаратов растительного происхождения, еще через десятилетие марка RG появилась на некоторых синтетических гормональных препаратах.

«Орел» расправляет крылья

В результате весьма активной деятельности уже к началу Первой мировой войны компания имела патент на 24 препарата, а всего выпускалось

лекарственных средств более сотни. К началу 40-х годов число препаратов, запатентованных компанией, возросло до 150, а всего за первые сорок лет существования было произведено несколько сотен различных наименований лекарственных средств.

Конечно, далеко не всё в деятельности компании складывалось гладко. Венгрия после Второй мировой войны начала развиваться по пути социализма. Естественно, деятельность всех — и крупных, и мелких — предприятий была в кратчайшие сроки переориентирована на рынки стран-членов СЭВ. Как и в прочих отраслях народного хозяйства, в фармацевтике все было максимально огосударствлено и централизовано. Поставками фармпрепаратов на экспорт занялось государственное внешнеторговое предприятие “Медимпэкс”. Кстати, именно оно в 1955 году познакомило тогда еще советских медиков с именем Gedeon Richter.

То, что легко рвется, восстанавливается с трудом

Изменившаяся в последние десятилетия общественно-политическая направленность изменила и направление, в котором шло развитие экономики. RG оказалась лицом к лицу совершенно новыми реалиями, от которых и страна в целом, и компания, в частности, успели отвыкнуть.

В результате этих перемен компания оказалась на грани практически полного краха: от основного рынка сбыта продукции остались жалкие крохи, банкротство, что называется, стучало в дверь. Даже покупателя на компанию с громаднейшими задолженностями венгерское правительство не могло найти.

Но в этой тяжелой ситуации руководству RG удалось спасти компанию. Более того, Gedeon Richter сумел вновь выбраться на путь процветания. В 1993 году началось второе пришествие RG на бывшие советские земли. И логично, что оно началось с организации представительства в Москве — городе, в любые времена сохраняющем статус “ядра российской жизни”. Мотивируя принятое по этому поводу руководством компании решение, первый и единственный до сей поры директор Генерального представительства RG в СНГ Istvan Csaki объяснил, что и представительство, возглавляемое им, и все прочие, возникшие позже офисы организовывались, прежде всего, “с учетом местных особенностей и традиций регионов”.

Начиналось все с трех сотрудников, возглавляемых венгерским специалистом, перед которыми встала воистину титаническая задача: практически заново сформировать имидж компании на российском рынке, возобновить регистрацию препаратов, установить и расширить коммерческие связи. Надо признать, что Генеральное представительство свои функции выполняло и выполняет по сей день вполне успешно: сейчас оно патронирует территорию одной республики и семнадцати областей, площадь которых –

более миллиона квадратных километров, а общая численность населения – 66 миллионов человек. Сотрудники представительства утверждают, что ежегодно ими проводится примерно 15 тысяч всевозможных мероприятий, цель которых — способствовать продвижению препаратов RG “в регионе, в России и на территории стран СНГ.

Что касается промышленной статистики, то, согласно последним данным, распространенным руководством компании Gedeon Richter, на данный момент 19% препаратов RG — эксклюзивные разработки исследователей компании, 69% — репродуцированные лекарственные средства, и только 12% — лицензионные лекарства. Оригинальные лекарственные средства приносят фирме до 25% от общего дохода. Нормальное состояние исследовательской базы компании – 2-3 новинки под маркой RG, ежегодно появляющиеся на мировом рынке, а приоритетное направление деятельности — выпуск гинекологических, сердечно-сосудистых, неврологической, гастроэнтерологических и противовоспалительных препаратов. При этом сотрудники компании единодушно заявляют, что главная цель фирмы, в которой они работают — “делать все возможное для восстановления и укрепления здоровья человека и улучшения качества его жизни”.