Издание Recharge недавно опубликовало интервью в двух частях с генеральным директором итальянского энергетического концерна Enel Франческо Стараче. Enel – одна из крупнейших мировых электроэнергетических компаний и по выручке, и по установленной мощности (примерно 90 ГВт). Содержание интервью привел портал RenEn.

Франческо Стараче демонстрирует уверенность, что электрификация конечного энергопотребления – это основное средство декарбонизации, в частности, на основе ВИЭ.

«Я думаю, что к 2050 году у нас может быть европейская система, которая будет полностью электрифицирована. Является ли это возможным? Наверняка. Возможно ли это только с возобновляемыми источниками энергии и ядерной энергетикой? Наверное, да, на 98-99%. Здесь и там у вас всегда будет резервная тепловая генерация в режиме ожидания. Вероятно, у вас всегда будет какая-то система централизованного теплоснабжения, которую нельзя демонтировать. Так что исключения всегда будут».

Также у главы Enel нет сомнений в полной электрификации легкового транспорта к середине столетия. «В 2050 году у вас найдётся кто-то, управляющий автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, как сегодня есть люди, ездящие на лошадях».

Все вызовы, связанные с нестабильностью солнечной и ветровой генерации или дополнительной нагрузкой на электросети со стороны транспортного сектора и теплоснабжения, Стараче считает преодолимыми.

Потребуются значительные инвестиции для модернизации электрических сетей, чтобы удовлетворить возросший спрос на электроэнергию, но это не является проблемой. «Это не столько технологический вызов… это не полет на Луну. Вопрос лишь в том, чтобы регулирующие органы понимали, что в сети нужно вкладывать больше денег, и искали пути, чтобы инвестиции шли туда, куда нужно».

«Это дешевле, чем другие решения, и… с экономической точки зрения электрификация Европы — вместо того, чтобы продлевать ее зависимость от ископаемого топлива — это большая экономия для Европы», — поясняет Стараче.

Модернизация сетей потребует «больших капиталовложений», но текущие расходы будут намного меньше, чем в энергосистеме, основанной на природном газе или голубом водороде.

«Итак, вы вкладываете деньги, а затем всё в основном почти бесплатно, и вам просто нужно вернуть инвестиции. С ископаемым топливом вы что-то платите авансом, но затем вы продолжаете платить много за сырьевые товары в будущем, а также за весь ущерб, который вы наносите окружающей среде».

По мнению гендиректора Enel, скорость развертывания ВИЭ – это не вопрос инвестиций или наличия площадок, а вопрос скорости выдачи разрешений. Регуляторам нужно увеличить количество сотрудников, чтобы они смогли обрабатывать больше заявок.

Один из самых больших вопросов, связанных с расширением использования возобновляемых источников энергии и электрификацией тепла и транспорта: как чистая электроэнергетика будет обеспечивать энергией европейский континент, когда не дует ветер и не светит солнце?

По словам Стараче, ответ заключается в сочетании накопления энергии, которое может включать использование зеленого водорода, а также управления спросом и систем «автомобиль-сеть» (VtG).

«Вам понадобится больше батарей, и батареи будут в системе повсеместно. И вам понадобится хранение электроэнергии в форме ГАЭС, гравитационных накопителей и всевозможных других систем хранения», — говорит он.

Если, как ожидается, количество электромобилей на дорогах Европы к 2030 году достигнет 130 млн, автомобильные аккумуляторы общей емкостью примерно 13 ТВт*ч теоретически смогут поддерживать энергоснабжение.

Управление спросом и системы VtG «будут иметь все большее значение, поскольку спрос становится более нестабильным с одной стороны, а генерация — с другой. Я думаю, что гибкость и сопутствующие услуги будут чрезвычайно важны», — говорит Стараче.

Глава Enel считает, что использование зеленого водорода для отопления жилых домов и транспорта бессмысленно, а электрические варианты являются намного более эффективными и рентабельными.

Франческо Стараче убеждён, что транспорт и отопление "сверхвозможно" обеспечить электричеством, а за использование водорода выступают только те, кто заинтересован в сохранении инфраструктуры, обслуживающей ископаемое топливо. 

Зеленый водород следует в первую очередь использовать для замены серого водорода в тех секторах, где он сегодня применяется. «Это наиболее разумная вещь, которую вы должны сделать», - как утверждает Стараче.

«Сегодня в Европе потребление водорода составляет примерно 20 миллионов тонн в год. Связанный с этим углеродный след составляет 250 миллионов тонн CO2 ежегодно. Итак, просто убрав этот серый водород и заменив его зеленым водородом, вы многое сделаете».