Компания Hightec заявляет, что по своим рабочим характеристиками стержни из базальтового волокна превосходят стальные с полипропиленовым покрытием, а также стержни из нержавеющей стали и стекловолоконные композиты.
Базальтовое волокно изготавливается из расплавленного минерального базальта. Оно было разработано в Советском Союзе 20 лет назад и применялось в военном строительстве. Позднее в России и на Украине было налажено промышленное производство волокна. В последнее время фирма Hightec и несколько других компаний из Европы и Канады покупают волокно у Украинского технического института, который производит данную продукцию в Киеве и Ташкенте. Помимо композитных стержней, это волокно может применяться в качестве армирующего наполнителя бетона для изоляции, противопожарной защиты и коррозийно-стойкого трубного крепежа.
Новый завод Hightec, завершение строительства которого ожидается примерно через год, будет производить как стержни, так и базальтовое волокно, из которого они состоят. Larry Stockett, президент компании Hightec, утверждает, что стоимость проекта – 5 миллионов долларов. Новый завод расположится на окраине Лас-Вегаса. Технология и оборудование предоставлены Украинским техническим институтом. Компания Hightec будет использовать и собственные запатентованные технологии. Проектная мощность завода – 10 миллионов метрических тонн композитных стержней в год.
Такие стержни состоят примерно на 80% из базальтового волокна и на 20% из эпоксидной смолы. Как говорит Stockett, прочность на растяжение базальтовых композитных стержней в три раза выше, а вес в три раза ниже, чем у стальных стержней аналогичного размера. В отличие от стальных, базальтовые стержни не ржавеют и не подвержены действию химических реагентов. Господин Stockett также заявил, что базальтовые стержни будут дешевле других коррозийно-стойких, изготовленных из нержавеющей стали или стали с полипропиленовым покрытием.
Господин Stockett заметил, что новые стержни будут обладать некоторыми свойствами стекловолоконных композитных стержней, которые также прочнее и легче стальных. Однако стекловолоконные стержни «подвержены воздействию химических реагентов и коррозии», а базальтовые стержни не так уязвимы для подобного рода воздействий. (В качестве вяжущего материала при изготовлении стекловолоконных стержней используются виниловые эфиры и прочие смолы).
Компания Hightec еще не приняла решение о цене новых прутков. Но Stockett говорит о возможности выпуска различных сортов с разными ценовыми категориями. (Он также замечает, что в настоящее время стальные стержни продаются по цене 250 долларов за тонну, стальные стержни с полипропиленовым покрытием стоят около 700 долларов за тонну, а розничная цена стержней из нержавеющей стали составляет 1250 долларов за тонну)
Господин Stockett проинформировал о том, что его фирма ведет переговоры с Dow Plastics о применении базальтовых волокон Hightec в производстве композитной арматуры. Компания Dow располагает технологией Fulcrum, применяемой в производстве термопластичных композитов из сплошного волокна, и собирается использовать эту технологию в производстве арматурных стержней. Господин Chris Edwards, менеджер компании Dow по развитию в области термопластичных композитов, подтвердил, что он и господин Stockett «имели телефонный разговор» об использовании базальтовых волокон. «Я доверяю информации об их химической устойчивости и прочности», – заявил Edwards, но тут же добавил, что компания Dow не проводила испытаний волокон из-за ограниченного доступа к ним, и «в настоящий момент у Dow нет никаких производственных отношений ни с Hightec, ни с ее филиалом, компанией US Cement».
Stockett признает, что перед компанией Hightec стоит задача сертификации базальтовых композитных стержней. Это необходимо, чтобы стержни могли использовать различные организации – начиная с местных департаментов строительства и заканчивая ведущими промышленными группами, устанавливающими отраслевые стандарты. Как сообщил Stockett, недавно Национальным советом по исследованиям на транспорте, являющимся консультантом всех департаментов транспорта США, волоконные стержни были признаны заменителями стальных стержней для высоко коррозийных сред. Господин Stockett полагает, что новые нормы и правила со спецификацией для базальтововолоконных стержней будут введены к 2005 году. В то же время, говорит Stockett, компания будет продавать волокна и стержни для армирования других материалов, не требующих строительной стандартизации.