«Потребителями» постановления становятся обычные предприятия, выпускающие и экспортирующие/импортирующие химикаты, заводы, продукцию которых при желании можно использовать не по мирному назначению.
В конце сентября 2001 года вступило в силу постановление правительства N 686 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия».
Товары двойного назначения это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружие массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Это товары, которые имеют мирное назначение, но могут использоваться для создания оружия.
Очевидно, что в данном случае, когда речь идет о создании химического оружия, объектом внимания становятся химикаты.
Правовой интерфейс
«Контрольно-химическое» постановление вступает в силу одновременно с указом президента от 28 августа 2001 г. N 1082 "Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3542).
Как всегда, когда принимается «апгрейд» ранее сущетсвующих норм, производителям крайне важно понять, с какими из ранее используемых нормативов нужно распрощаться. Вот и в этот раз в связи с принятием сентябрьского постановления утратили силу ряд регулятивных документов:
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 50 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 4, ст. 313);
- абзац девятый постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. N 1548 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы экспортного контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5807);
- пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 40, ст. 4964);
- пункт 3 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 635 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы экспортного контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 37, ст. 3684).
Конвенция
Положение разработано для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее именуется – Конвенция) и определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении продукции, включенной в специальный список. Это список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (далее упоминается как просто Список).
Положение обязательно для исполнения всеми находящимися под юрисдикцией Российской Федерации юридическими и физическими лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность в отношении указанных в Списке химикатов, оборудования и технологий. Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых химикатов, оборудования и технологий включает в себя:
а) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз и вывоз из Российской Федерации контролируемых химикатов, оборудования и технологий любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи,
б) таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации контролируемых химикатов, оборудования и технологий в форме технических данных.
Необходимым условием для проведения таможенного оформления и таможенного контроля при ввозе в РФ и вывозе из РФ контролируемых химикатов, оборудования и технологий является наличие у российского участника внешнеэкономической деятельности лицензии или разрешения на данные действия.
Лицензия
Итак, в случае, если по техническим характеристикам и назначению товары подлежат экспортному контролю, их оформление осуществляется при наличии лицензии, выдаваемой Министерством экономического развития и торговли РФ.
Лицензия, может быть, и не нужна. Если после соответствующей экспертизы товар не признан товаром двойного назначения, его таможенное оформление и контроль осуществляются без представления лицензии Министерством экономического развития и торговли РФ. Получение лицензии не требуется в случае не соответствия технических характеристик перемещаемого товара техническим характеристикам товара, подлежащего лицензированию.
Если товар опасен и лицензия необходима, то ее а) могут дать и б) могут не дать.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разовой лицензии или разрешения принимается на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российским агентством по боеприпасам и при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Ориентировочный срок принятия решения составляет 45 дней с даты получения необходимых документов. В состав документов, подаваемых российской организацией для получения лицензии или разрешения в обязательном порядке, входит договор (контракт, соглашение), в котором должны быть включены обязательства иностранного лица, предусматривающие, что полученные им химикаты, оборудование и технологии:
а) будут использоваться только в заявленных целях, не связанных с созданием химического оружия либо с осуществлением иной деятельности, запрещенной Конвенцией;
б) не будут реэкспортироваться либо передаваться третьим лицам на территории государства конечного использования для химикатов и технологий в форме технических данных без письменного разрешения российского участника внешнеэкономической деятельности, согласованного с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В случае если иностранное лицо является посредником, обязательства принимаются также конечным пользователем контролируемых химикатов, оборудования и технологий, и могут быть оформлены в виде отдельного документа.
Генеральные лицензии выдаются только на вывоз из Российской Федерации в государства участники Конвенции отдельных видов контролируемых химикатов и оборудования.
Генеральные лицензии выдаются юридическим лицам, создавшим внутрифирменную программу экспортного контроля и получившим в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации. Основанием для выдачи генеральной лицензии является решение Правительства Российской Федерации. Подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации по вопросам выдачи генеральных лицензий и их внесение в установленном порядке осуществляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации имеет право запрашивать в установленном порядке у российских участников внешнеэкономической деятельности дополнительную информацию и документы, необходимые для рассмотрения вопроса о выдаче генеральной лицензии. После получения всех необходимых документов Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в течение 10 дней готовит проект решения Правительства Российской Федерации о выдаче генеральной лицензии для согласования его с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российским агентством по боеприпасам, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Получение генеральной лицензии будет занимать более длительный срок: каждый федеральный орган исполнительной власти готовит заключение в 10-дневный срок с момента его получения.
Требования к оформлению лицензий и заявлений об их выдаче устанавливаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. За оформление разовой лицензии взимается плата в размере 3000 рублей, генеральной лицензии 15000 рублей.
Учеты и отчеты
Для ведения статистического учета и анализа деятельности по вывозу контролируемых химикатов и оборудования в соответствии с выданными генеральными лицензиями их владельцы ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации отчет о произведенных на основании таких лицензий поставках по установленной этим Министерством форме с приложением копий контрактов на экспорт.
Организация по запрещению химического оружия ждет российских отчетов
По отдельным видам контролируемых химикатов Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации представляет информацию о выданных лицензиях на вывоз (ввоз) из Российской Федерации в Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российское агентство по боеприпасам для последующего представления этих сведений в Организацию по запрещению химического оружия в соответствии с требованиями Конвенции.