Идея властей запретить увеличение срока службы грузовых вагонов более чем на год уже вызвала недовольство зерновиков, теперь с жалобой на сложившуюся ситуацию к правительству обратились одни из крупнейших грузоотправителей России – производители минудобрений. Они направили письмо на имя вице-премьера Аркадия Дворковича с просьбой сохранить без изменений ранее действовавшие правила хотя бы по специализированному подвижному составу.

 «Мы просто не успеем в такие короткие сроки заменить парк, а это скажется на реализации минеральных удобрений», – сказал РБК daily Игорь Калужский, исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), которая представляет интересы отечественных агрохимиков.

 Нормативный срок службы минераловоза составляет 26 лет. Раньше его можно было увеличить (максимально) в два раза – 52 года. Но чиновники решили изменить процедуру и в апреле дали поручение Росжелдору согласовывать продление срока службы всех грузовых вагонов не более чем на год. А поскольку пролонгировать срок службы всего на год экономически нецелесообразно, это указание «по сути, эквивалентно запрету на продление», говорится в письме, направленном РАПУ Аркадию Дворковичу (его копия имеется в распоряжении РБК daily).

 «Если решение останется в нынешнем виде, это принесет многомиллионные убытки как для отдельных агрохимических компаний, так и для всей отрасли. По сути, нам указывают: покупайте новые вагоны. Фактически это будет дополнительной тарифной нагрузкой для нас», – делится впечатлениями руководитель транспортного блока одной из отечественных агрохимических компаний. По его подсчетам, при стоимости новой цистерны 3 млн руб. капитально-восстановительный ремонт стоит около 1 млн руб., тратиться на него раз в год совершенно невыгодно. Даже простое обслуживание через деповской ремонт – 100–150 тыс. руб. – увеличивает на 300 руб. стоимость вагоно-суток.

 Проблема с «безопасностью перевозок» совсем не в возрасте вагонов, участившиеся инциденты на железных дорогах происходят в основном с новыми вагонами и запчастями, говорят агрохимики. Но за это должны отвечать производители вагонов, а не грузовладельцы и операторы. «Целесообразно принять меры для повышения ответственности предприятий – изготовителей вагонов и их составляющих за производство некачественной продукции», – отмечается в письме РАПУ.

 Кроме того, некоторые модели вагонов для химической промышленности очень сложно приобрести. Парк специализированных цистерн – 25,5 тыс. единиц и характеризуется высоким уровнем износа (средний возраст парка составляет 21,2 года при сроке службы от 18 до 27 лет), рассказывает глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Стоимость цистерн составляет не менее 2,3 млн руб., а предложение ограничено (выпуском специализированных цистерн занимаются в основном «Рузхиммаш» и «Азовмаш»).

 Общий парк минераловозов в России превышает 36 тыс. единиц, продолжает Бурмистров. Почти 60% его принадлежит холдинговым агрохимическим компаниям («Уралкалий», «Еврохим», «Уралхим» и так далее), и их вагоны сравнительно новые (приобретены преимущественно после 2000 года). Практически полностью изношен парк минераловозов Первой грузовой компании и зерновозов, переоборудованных в минераловозы, принадлежащих «Русагротрансу», однако их списание практически не скажется на стабильности перевозок. Предложение хопперов на рынке достаточно, и грузовладельцы смогут в течение 2013–2015 годов докупить 3–5 тыс. минераловозов (при стоимости 1,7–1,8 млн руб. за вагон агрохимикам в общей сложности придется потратить до 9 млрд руб.).