Украинские производители минеральных удобрений в уходящем году дружно следовали вслед за глобальными экономическими трендами. Снижение цен на их продукцию сопровождалось уменьшением объемов производства. Так, по итогам года производство азотных минеральных удобрений сократилось на 26% по сравнению с 2008 годом, до 2,9 млн. т аммиака и 3,2 млн. т карбамида.

При этом карбамид оказался единственным продуктом, производство которого давало химпредприятиям рентабельность. Тогда как в прежние годы основным продуктом в товарной линейке был аммиак, поэтому его всегда выпускали больше, чем карбамида.

Негативные тенденции связаны, прежде всего, с запоздалой реакцией правительства на изменение рыночной ситуации. Как уже отмечалось, азотные минудобрения в нынешнем году значительно подешевели. Например, экспортная цена на аммиак снизилась до 290-295 долл./т, на аммиачную селитру – до 170-180 долл./т (на условиях FOB Одесса), что в 2,5 раза меньше, чем в 2008 году. Вместе с тем цена на природный газ, используемый как сырье, для украинских производителей оставалась на докризисном уровне.

Важно, что другие страны в это время нашли возможность снизить стоимость газа для своих предприятий. В результате наши азотчики до августа включительно использовали самое дорогое сырье – по 318 долл./тыс. куб. м. Для сравнения: в Канаде химики получали природный газ по 114 долл./тыс. куб. м, в США – по 138 долл./тыс. куб. м, во Франции – по 155 долл./тыс. куб. м, в Нидерландах – по 204 долл./тыс. куб. м, в Германии – по 247 долл./тыс. куб. м. И это не говоря уже о России, где цена вообще составляла 70 долл./тыс. куб. м.

Соответственно, отечественные минудобрения оказались для потребителя более дорогими, поскольку на природный газ приходится в среднем 70% себестоимости готовой продукции (при технологиях, применяемых в настоящее время на наших предприятиях). И результат не замедлил сказаться: Украина в 2009 году утратила статус крупнейшего экспортера аммиака. За 10 месяцев его было экспортировано лишь 200 тыс. т, что в 20 раз меньше, чем у мирового лидера в данном сегменте, небольшого карибского государства Тринидад и Тобаго. Более того, наши производители утратили и внутренний рынок из-за отсутствия надлежащей тарифной защиты со стороны правительства в виде заградительных пошлин на ввоз аналогичной продукции. Вот почему доля импортных минудобрений возросла в 2009 году в среднем до 70% от общего объема реализации в Украине, а, к примеру, по сложным фосфатным удобрениям и вовсе достигла 93%. Лишь в начале декабря Кабмин, наконец, внял обращениям Союза химиков и поручил Минэкономики провести антидемпинговое расследование в отношении импортируемых в Украину российских минудобрений. Понятно, что это не сможет вернуть украинским производителям уже понесенные многомиллионные финансовые потери. Как и предоставленное Кабмином в начале июня разрешение до конца текущего года закупать природный газ у нерезидентов не могло улучшить положение химиков.

Да, сегодня найти свободные объемы газа в Средней Азии относительно несложно. Вопрос в другом: как их транспортировать в Украину? Другого пути, кроме как через территорию Российской Федерации, не существует. Реакцию «Газпрома» на подобное предложение можно легко представить, даже не обладая развитым воображением. Вот почему последующее решение Кабмина разрешить закупку газа у нерезидентов на бессрочной основе смотрится как иллюстрация к известной поговорке о пользе припарок для покойника.

Еще более смелым ходом стала ноябрьская инициатива главы правительства, озвученная на отраслевом совещании в Северодонецке. Речь идет о намерении на льготных условиях предоставить химикам лицензии на разработку газовых месторождений в Украине, чтобы они решали сырьевую проблему, создавая вертикально-интегрированные компании по аналогии с российским «Сибуром», подконтрольным «Газпрому». Учитывая, что сегодня, в период кризиса, у предприятий есть большие сложности с завершением ранее начатых инвестпрограмм, предусматривающих снижение удельного расхода газа с 1250 до 1000 куб. м на 1 т продукции (для всех 6 азотных химобъединений необходимая сумма вложений составляет 500 млн долл.), такое предложение выглядит насмешкой. Как известно, расходы на бурение одной только разведывательной (не эксплутационной) скважины составляют десятки миллионов долларов в зависимости от геологических условий. А таких скважин нужно бурить не одну и не две. Иными словами, газодобыча – занятие весьма и весьма капиталоемкое. А потому для химиков в нынешних условиях оно однозначно неосуществимое.

Вместе с тем во второй половине года украинские химпроизводители сумели отыграть допущенный обвал по целому ряду важнейших позиций, не связанных с природным газом как сырьевым компонентом. Так, если в январе-апреле производство серной кислоты в Украине, основным изготовителем которой является государственное ОАО «Сумыхимпром», сократилось на 55,8% по сравнению с тем же периодом 2008 года, до 242 тыс. т, то уже за 10 месяцев этот разрыв уменьшился до 46,4%, что соответствует 728 тыс. т. Производство химволокна, выпускаемого на подконтрольных А.Ярославскому ОАО «Черкассыхимволокно» и «Черниговхимволокно», за 4 месяца снизилось на 70,6%, до 4 тыс. т, за 10 месяцев – на 59,1%, до 12,7 тыс. т. Это позволяет предположить, что «дно» рынок прошел.

Однако не следует забывать, что в 2010 году для Украины будет новая, более высокая цена на российский газ. А поддержать ее на существующем уровне для химиков премьер-министр обещает лишь в первом квартале следующего года. Между тем сами химики прогнозируют, что мировые цены на минудобрения будут расти как раз в январе-апреле 2010 г., после чего начнется их спад как минимум до осени. Производители также говорят, что послекризисное восстановление будет идти очень медленными темпами еще 1,5-2 года. Что же касается 2009 г., то по его итогам выйти на безубыточный уровень, по оценкам Минпромполитики, сможет разве что государственный Одесский припортовый завод, у которого отсутствуют расходы на транспортировку готовой продукции, а также имеется наименьший износ основных фондов. Поэтому перспективы украинских химпроизводителей и на 2010 год остаются под большим вопросом.

Источник: Минпром