В настоящее время через «Калининградский порт» перевозится лишь около 2% белорусских морских грузов. На долю Вентспилского порта (Латвия) приходится более 50%, Клайпедского (Литва) — 21%, Николаевского (Украина) — 18%. В Беларуси считают перспективным увеличение своего грузооборота через Калининградскую область за счет сокращения перевозок в Вентспилс. Это выгодно с экономической точки зрения, так как расстояние до Калининградского порта значительно меньше, чем до Вентспилса.
Для реализации проекта создана совместная рабочая группа в составе представителей КМРП и концерна «Белнефтехим», которая прорабатывает детали проекта. Порт собирается предоставить белорусскому холдингу комплексы для перевалки сухих грузов с автономной подачей подвижного состава.
Комплексы построены в начале 90-х годов специально для Беларуси, но были законсервированы, поскольку республика переориентировала свой грузопоток на порты Литвы и Латвии.
По мнению представителей КМРП, данные объекты позволят Беларуси применять наиболее выгодный беспорожний фрахт судов. Кроме того, порт предлагает белорусским экспортерам уже действующие линии по обратному транзиту в Южную Америку. Сейчас суда после выгрузки уходят из Калининграда пустыми.
В планы КМРП на 2006 год входит также модернизация комплексов, в результате которой пропускная способность портовой железнодорожной ветки будет увеличена вдвое — до 5 тыс. вагонов в сутки.