Указом Нурсултана Назарбаева в минувшую среду была создана компания «Казмунайгаз», в которую вошли национальная нефтедобывающая компания «Казахойл» и две транспортные монополии «КазТрансОйл» и «КазТрансГаз», объединенные в холдинг «Транспорт нефти и газа».
Структура, которая объединит активы на сумму несколько миллиардов долларов США, станет крупным игроком на бурно развивающемся нефтяном рынке Казахстана. Страна, добывшая в прошлом году около 40 миллионов тонн нефти, собирается утроить производство к 2015 году и стать одним из крупных мировых экспортеров нефти и газа.
Бюджет Казахстана на треть состоит из доходов от нефтегазовой отрасли, а в структуре экспорта половина приходится на нефть и газовый конденсат. По замыслу нового премьер-министра страны Имангали Тасмагамбетова, назначенного на этот пост после смены правительства в конце января 2002 года, «Казмунайгаз» призван консолидировать госактивы в нефтегазовой промышленности и повысить их управляемость.
«Правительство инициировало принятие указа главы государства о создании вертикально-интегрированной компании, которая призвана стать мощным ядром нефтегазовой отрасли страны», процитировала пресс-служба Тасмагамбетова выступление премьера на представлении руководителя «Казмунайгаза» в четверг.
Главой объединенной компании стал бывший аким нефтедобывающей Мангистауской области Ляззат Киинов. Его заместителем, по сообщению пресс- службы Казахойла, стал глава Транспорта нефти и газа, зять президента Назарбаева Тимур Кулибаев.
ПОЛИТИКА ИЛИ ЭКОНОМИКА?
Судьба еще одного влиятельного руководителя нефтегазовой отрасли президента «Казахойла» и экс-премьера Казахстана Нурлана Балгимбаева пока не ясна.
Тасмагамбетов, представляя Киинова коллективу «Казмунайгаза», упомянул о заслугах бывшего главы крупнейшей национальной компании Казахстана.
«Балгимбаев один из известных соратников Назарбаева, и глава государства высоко ценит его знания и опыт», сказал премьер.
Балгимбаев, в свою очередь, отозвался о новом руководителе как о «человеке известном, профессиональном нефтянике, который знает дело от и до».
Перестановки в руководстве ключевой отрасли казахстанской промышленности последовали за сменой правительства в конце января 2002 года, когда Назарбаев поменял местами министров и вице-премьеров, но практически не изменил костяк Кабинета. Некоторые аналитики считают, что перестановки в нефтяной отрасли имели скорее, политическую подоплеку, и позволили Кулибаеву укрепить свои позиции.
«Может, полномочия Кулибаева на новом посту будут даже выше, чем в ТНГ», сказал Рейтер правительственный источник.
Иностранные нефтяные компании, разрабатывающие в Казахстане гигантские нефтяные месторождения, пока осторожно оценивают произошедшее, однако многие разделяют мнение о том, что объединение госкомпаний имеет не только экономическую подоплеку.
«Мы сейчас пытаемся анализировать эту реорганизацию. Я думаю, тут дело не только и не столько в экономике», сказал Рейтер источник в крупной иностранной нефтяной компании, занятой в проектах в Казахстане.
В то же время, объединение разрозненных активов государства в нефтегазовой отрасли, несомненно, повысит их управляемость и расширит базу фондирования, считает аналитик Goldman Sachs в Москве Эл Брич.
«Кажется, это достаточно мудрое решение. С точки зрения рынка облигаций, в этом есть определенное преимущество. Это (реорганизация) поможет им снизить стоимость заимствований. Особенно учитывая то, что в общей компании будет такая структура, как Казахойл, имеющая на балансе нефтяные запасы», говорит он.
Две из трех объединяемых компаний имеют еврооблигационные выпуски: «Казахойл» разместил облигации на 125 миллионов евро на прошлой неделе, а в июле 2001 года «КазТрансОйл» вышел на рынок с еврозаймом на $150 миллионов. «КазТрансГаз» планирует повторить опыт коллег уже в этом году.
«Понятно, что банкирам больше нравится давать в долг богатым, а не бедным», сказал Брич.
Удешевить заимствования позволит и повышение рейтингов, которое, по мнению Брича, может последовать за объединением. У «Казахойла», активы которого на 1 октября прошлого года превышали $2 миллиарда, рейтинг на уровне странового «ВВ», тогда как транспортная компания «КазТрансОйл» с активами около $1,1 миллиарда, имеет рейтинг на ступень ниже «ВВ-».
© 2001 "Рейтер Лимитед"