В настоящее время в России разрабатывается законопроект, который будет регламентировать утилизацию шин, однако компания «Кордиант» уже проводит работу в этом направлении.

В 2012 году Корпоративный научно-технический центр «Интайр» холдинга «Кордиант» провел совместные работы с Волжским политехническим институтом по теме утилизации шин с использованием микроволновых способов воздействия.

 На данный момент большинство технологических решений в области утилизации шин известны. Применение микроволнового излучения в области утилизации относится к новым, наукоемким технологиям и связано с проявлением множества физико-химических эффектов, в частности, сложными процессами пиролиза и девулканизации.

 Способ нагрева с использованием СВЧ получил достаточно широкое применение при изготовлении резиновых технических изделий. Однако из-за сложности конструкции покрышки и наличия в ней разнородных по своим электрофизическим свойствам материалов в шинной промышленности СВЧ-нагрев не получил пока распространения. Таким образом, данный метод является перспективным и до настоящего времени слабо проработанным; его преимуществом может стать возможность заметного снижения энергопотребления, что является одним из сдерживающих развитие рынка утилизации факторов.

 На основе анализа литературной и патентной информации специалисты НТЦ «Интайр» провели сравнительную оценку эффективности технологий микроволновой переработки шин и резинокордных композитов, а также предложили способы утилизации шин на основе данного метода. Проект показал его перспективность с точки зрения энергоэффективности и скорости процесса, что обусловлено низкой собственной теплопроводностью материала. Было также рассмотрено возможное к применению оборудование для периодической и непрерывной утилизации шин с использованием СВЧ, обеспечивающее эффективность проведения процессов. Кроме того, были проведены испытания режимов воздействия СВЧ облучения на различные виды образцов резин и фрагменты шин.

 Как показало исследование, СВЧ-излучение может быть применено на различных стадиях технологического процесса и к различным по размерам и структуре элементам покрышки. В процессе работы определены оптимальные технологические параметры процессов, а также показана возможность применения СВЧ-излучения совместно с другими методами утилизации шин, в т.ч. пиролизом. В случае последнего найдены оптимальные плотность потока электромагнитной энергии и, соответственно, мощность источника СВЧ-энергии для обеспечения максимальной производительности процесса с сохранением требуемого качества продуктов.

 Продуктами переработки являются карбонизированный микродисперсный порошок (функционально-активный наполнитель резин), суспензия частиц деструктированной резины и кордных волокон. Данные их испытаний в различных средах и режимах в сравнении с доступными на рынке свидетельствуют о возможности их применения в качестве компонентов шин, например, как наполнитель резин и эффективный сорбент.

 «Кордиант» отмечает, что в ходе проведения работ была выражена готовность со стороны предприятий к применению рассматриваемых методов, что определяется необходимостью энергосбережения, а также переработки некоторого количества резиновых отходов, бракованных шин, а в случае определенных компаний достигнута договоренность об их внедрении.

 «В ходе исследования выявились определенные научно-технические проблемы, для решения которых необходимо проведение дальнейших НИОКР. НТЦ «Интайр» совместно с другими подразделениями холдинга «Кордиант» продолжит работу в данном направлении», - говорится в релизе компании.

 Источник: www.colesa.ru