МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти и НТПЭЦ «Промтехэксперт» провело в Москве трехдневный семинар «О новых требованиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. Проблемы оценки риска, декларирования безопасности, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов». В семинаре приняли участие ведущие специалисты федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских, проектных организаций и предприятий, страховых организаций.

С докладами выступили представители Госгортехнадзора, Госэкспертизы проектов и Государственной противопожарной службы МЧС России, «Городского центра экспертиз», «Лукойла» и страховых компаний. Темы их выступлений касались самых болезненных для всех российских предприятий вопросов: оценка, анализ и управление рисками, декларирование опасных производственных объектов, совершенствование нормативной и правовой базы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечению промышленной безопасности. В частности, много говорилось о практике работы предприятий с высокотоксичными веществами (продукты нефтепереработки и нефтехимии, сжиженных углеводородных газов, хлора). Особое внимание также уделялось вопросам страхования гражданской ответственности при эксплуатации различных промышленных объектов.

Напомним, что новые требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения были утверждены приказом министра МЧС Сергея Шойгу в июне 2003 года.

«Сам по себе документ не носит основополагающего характера — поясняет Алексей Исаков, заместитель директора ООО «Городской центр экспертиз». Вопросам организации безопасного производственного процесса уделяют достаточное внимание и Госстрой, и Минприроды и Госгортехнадзор. Однако отдельные его статьи заслуживают внимания. Например, соотнесение предприятия с классом опасности в зависимости от масштаба возможной аварии (всего их пять)».

В Требованиях МЧС впервые звучит, что расчет риска аварийности должен подсчитываться не реже одного раза в пять лет. Немаловажно также, что в документе говорится о необходимости контроля над предприятиями в плане оценки их готовности к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. При этом все указанные требования должны быть учтены как на этапе обоснования инвестиций в строительство, так и на стадиях эксплуатации и закрытия предприятий.

Пока процедура реализации новых правил МЧС не ясна, поскольку некоторые положения документа не стыкуются с действующими требованиями других ведомств, а потому требуют разъяснения и конкретизации.