Минэкономики разработало и отправило на согласование коллегам по правительству новую версию комплексного плана повышения энергоэффективности (ЭЭ). Среди ключевых предложений документа — поддержка развития когенерации и парогазовых технологий, стимулирование предприятий использовать вторичные энергетические и материальные ресурсы, обновление требований к ЭЭ в строительстве, поддержка электротранспорта, внедрение механизма белых сертификатов и развитие энергосервиса. Эксперты поддерживают документ, но отмечают его недостаточную амбициозность и неопределенность источников финансирования заявленных мер.
Разработка нового комплексного плана повышения энергоэффективности российской экономики ведется уже почти год с целью снизить ее энергоемкость и углеродоемкость, перезапустив инициативы, начатые еще в президентство Дмитрия Медведева.
Новая версия плана содержит более 40 мер по совершенствованию регулирования, использованию ЭЭ-технологий, внедрению рыночных механизмов и финансовых инструментов поддержки ЭЭ, а также просвещению и развитию отраслевых профессиональных компетенций, пишет Ъ.
Так, в энергетике план предполагает изменение правил отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с целью поддержки внедрения высокоэффективных парогазовых технологий на электростанциях и развитие когенерации. В промышленности документ предлагает стимулировать использование в производственных циклах вторичных энергетических и материальных ресурсов. В жилищном секторе (по подсчетам Минэкономики, он использует 16% первичной энергии, но более половины всех многоквартирных домов неэффективны и потребляют вдвое больше энергии, чем современные аналоги) предлагается обновить требования к ЭЭ в строительстве (на уровне материалов и инженерных систем). В транспортном секторе предлагаются меры по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта и стимулированию его развития в целом. Наконец, упоминаются и меры по дальнейшей поддержке сектора энергосервиса и развитию механизма «белых сертификатов» — способа торговли «избыточной ЭЭ» (продать их можно проектам, неспособным самостоятельно выполнить требования к ЭЭ, сертификаты будут учитываться в общей оценке их ЭЭ).
«Можно приветствовать комплексный характер плана: в нем есть энергетика, промышленность, транспорт, строительство и ЖКХ, пересечения с климатической повесткой, развитием инфраструктуры для электротранспорта, наилучшими доступными технологиями и управлением вторичными материальными ресурсами»,— говорит юрист Baker McKenzie Роман Ишмухаметов. По его словам, важно, что «в плане упоминаются и налоговые, и другие стимулы для энергосервисных компаний, потенциал механизма энергосервиса существенно недооценен рынком».
Директор «Центра энергоэффективности — XXI век» Игорь Башмаков также отмечает, что план хорош как «набор необходимых условий» для перезапуска борьбы за ЭЭ, но эксперт не считает его достаточно амбициозным и масштабным.
На протяжении последних десяти лет энергоемкость экономики РФ практически не меняется (сейчас в РФ потребляется практически половина производимых в стране энергоресурсов), и нужны существенные сдвиги в области ЭЭ: РФ нужен не комплексный план, а федеральная целевая программа или нацпроект по этой теме, полагает эксперт. По его мнению, «по-прежнему нет ясности, кто будет финансировать сектор, откуда придут эти ресурсы и как именно государство будет стимулировать это направление».
«Госпрограмма повышения ЭЭ — традиционно один из инструментов, на которые возлагают особо большие надежды на пути продвижения России к достижению целей Парижского соглашения. Для страны, которая входит в тройку самых энергоинтенсивных экономик мира, повышение ЭЭ предоставляет существенные возможности для снижения выбросов. Но мировой опыт показывает, что госпрограммы в этой области работают слабо: так, энергоинтенсивность России в киловатт-часах на доллар ВВП с 2008 по 2019 год увеличилась на 6%, несмотря на программы повышения ЭЭ. Только экономические стимулы — экономически обоснованные тарифы на энергоресурсы и введение цены на выбросы СО2 — являются действенными для экономических агентов делать инвестиции в эту область целенаправленно»,— размышляет Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». По мнению эксперта, «в условиях, когда российские цены на электроэнергию являются одними из самых низких в мире, а ожидания по квотированию или налогообложению выбросов парниковых газов достаточно призрачны, надеяться на заметный вклад таких программ будет оптимистично».