16 ноября в отеле «Балчуг Кемпински Москва» прошла международная конференция «Каучуки, шины и РТИ 2007», которую компания CREON организует уже третий год.

Нынешнее мероприятие собрало более 60 представителей российских и зарубежных компаний, специализирующихся на поставщиках сырья и оборудования, производстве каучуков, шин и резинотехнических изделий, дистрибьюторов, разработчиков новых технологий.

С обзорным докладом, посвященным перспективам мирового и российского рынка синтетических каучуков, выступила эксперт управления стратегического маркетинга и рекламы блока синтетических каучуков и шин ОАО «СИБУР Холдинг» Юлия Гришина. Она отметила, что в настоящее время в развивающихся странах наблюдается дефицит производственных мощностей по некоторым видам синтетического каучука (СК). Но с 2008 по 2012 годы ожидается расширение мощностей по производству СК в ряде развивающихся стран (Китай, другие азиатские страны, Россия). За счет этих дополнительных объемов будет удовлетворятся растущий мировой спрос на каучуки.

Основным стимулятором развития каучукового бизнеса в РФ, подчеркнула Ю. Гришина, является развитие потребляющих отраслей промышленности. В частности, большие надежды возлагаются на будущий рост производства в сегментах радиальных и ЦМК шин и возрождение отрасли РТИ. При этом, специалист обратила внимание на то, что увеличение доли современных качественных шин у некоторых отечественных производителей приведет к повышению требований к качеству исходного сырья, в том числе каучуков.

Сергей Басалов, доцент МИТХТ им. М.В. Ломоносова, познакомил собравшихся с последними тенденциями мирового рынка натурального каучука. По его словам, сегодня в мире производится около 9 млн тонн натурального каучука. Основными странами-производителями являются Таиланд, Индонезия, Малайзия, Индия и Вьетнам. В перспективе будет наблюдаться активный рост потребления натурального каучука в развивающихся странах, прогнозирует С. Басалов. Связано это с переносом мировыми шинными компаниями своих производственных мощностей из развитых в развивающиеся страны.

Так, отметил С. Басалов, в Южной Америке активное создание новых шинных производств планируется в Бразилии. Привлекательными с точки зрения перспектив роста внутреннего шинного рынка и относительно низких производственных затрат являются Центральная и Восточная Европа, а также страны бывшего Советского Союза. Быстрыми темпами развивается индийская шинная промышленность, что стимулирует внутреннее производство натурального каучука. Кроме того, существуют планы по созданию крупных шинных производств во Вьетнаме и Таиланде, подкрепляемые наличием стабильного сырьевого обеспечения и дешевой рабочей силой.

Игорь Левенберг, генеральный директор Makrochem, рассказал о современном состоянии и перспективах российского рынка технического углерода (ТУ). В 2006 году в мире было произведено около 9 млн тонн технического углерода при объеме мощностей почти 10 млн тонн, сказал докладчик. В России за этот же период было выпущено 628 тыс. тонн ТУ при суммарной мощности более 700 тыс. тонн. Наша страна на сегодняшний день практически исчерпала свои ресурсы сырья для наращивания производства ТУ и максимум, которого она может достигнуть, — 830 тыс. тонн в год, подчеркнул глава Makrochem.

И. Левенберг отметил, что российский рынок ТУ в последние годы стабильно растет и тем самым привлекает внимание иностранных инвесторов, которые заинтересовались возможностью приобретения или приобретения или создания совместного предприятия на российском рынке. По мнению западных специалистов, у российских заводов есть хороший шанс стать партнером иностранных поставщиков и использовать это как средство получения кредитов, доступа к улучшенной технологии и ноу-хау. Вместе с тем опыт работы ведущих отечественных производств показывает, что уровень российской технологии получения традиционных марок ТУ сегодня не уступает мировому.

Менеджер по России и СНГ Chemtura Corporation Юрий Бабкин представил новую продукцию компании, с которой она в ближайшем будущем планирует выйти на российский рынок, — жидкие стабилизаторы для синтетических каучуков.

Дмитрий Якушев, начальник отдела стратегического маркетинга ООО «СИБУР-Русские шины», осветил в своем докладе состояние и перспективы развития рынка шин и РТИ в России. По данным компании, на российском рынке растет спрос на шины сегмента А и В и отказ от сегмента С. За 2006 год сегмент B в штучном выражении вырос на 34%, сегмент С снизился на 13% (сокращению подверглись неприбыльные виды шин). Сегмент А значительно вырос — на 36%.

На сегодняшний день ни один из российских производителей не позиционирован в премиум-сегменте легковых шин. Эта ниша заполнена их иностранными коллегами, предприятия которых успешно работают на территории РФ. Еще одной ключевой тенденцией отечественного рынка шин является то, что производство шин для коммерческого транспорта (особенно индустриальных и СХ) на 3% опережает в росте производство шин для легковых автомобилей, вынужденных жестко конкурировать с иностранными производителями легковых шин. В целом доля иностранных брендов на российском рынке шин в 2006 году составила 43%.

По прогнозам «СИБУР-Русские шины», до 2010 года ежегодный рост российского рынка шин будет составлять в среднем 16%.

Темпы роста российского рынка РТИ, по словам докладчика, соответствуют общемировой тенденции — рынок находится в стадии зрелости. В отрасли происходят внутренние качественные изменения при сохранении относительно высокой рентабельности в дешевых сегментах — 10-15%, по продукции, сертифицированной по западным стандартам, — 25-30%. Основными направлениями развития рынка являются ужесточение конкуренции, в том числе со стороны зарубежных производителей, снижение эффективности ценовой конкуренции, а также поиск свободных продуктовых, отраслевых и региональных ниш.

Оптимистический сценарий развития российского рынка РТИ до 2010 года предполагает удовлетворение потребительского спроса за счет увеличения российского производства РТИ, пессимистический — за счет наращивания поставок импортной продукции.

Семен Клесберг, региональный менеджер компании Zeppelin Materials Handling, посвятил свое выступление инновационным технологиям для экономичной обработки сырья в резиновой и шинной промышленности.

Завершил программу конференции руководитель информационно-аналитического отдела журнала «Евразийский химический рынок» Борис Гаевский с обзором украинского рынка РТИ. По его словам, в 2006 году на Украине было произведено 26,231 тыс. тонн РТИ. Годовой прирост составил 7,3%. Экспорт РТИ за указанный период по сравнению с 2005 годом сократился на 4,4% до 9,489 тыс. тонн. В 2006 году Украина импортировала 35,361 тыс. тонн РТИ, увеличив объем импорта на 5,6%. Емкость украинского рынка РТИ по сравнению с 2005 годом выросла на 8,6% и составила 52,102 тыс. тонн.

В ходе дискуссий между докладчиками и участниками конференции неоднократно заходила речь о так называемой «китайской угрозе» для российских производителей, то есть конкуренции со стороны китайцев, в частности на рынках синтетического каучука и шин. Выступавшие с трибуны специалисты говорили, что ни о какой угрозе со стороны китайских конкурентов речи быть не может. Дело в том, что промышленность СК Китая в ближайшее время будет работать в первую очередь на обеспечение потребностей внутренних переработчиков. Что касается шинной отрасли, то здесь интересы китайских производителей в основном сосредоточены в низкоценовом сегменте С, между тем как российские производители шин ориентированы на премиум-сегмент А.