После долгих дебатов законопроект «О внесении изменений и дополнений в статьи 149, 162, 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающий 10-процентную ставку НДС на реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники был принят во втором чтении.

Напомним, что депутаты Госдумы и участники рынка отнюдь не приветствовали предложение о введении 20-процентного НДС на лекарственные средства. Их аргументация сводилась к следующему: после утверждения НДС в таком размере резко возрастут розничные цены на лекарства (в среднем на 30 процентов), такое решение приведет к потере предприятиями оборотных средств, падению сбыта и увеличению количества подделок.

Особое опасение у фармацевтических компаний вызывал список жизненно важных препаратов, который составлялся бы в Минздраве, что, в свою очередь, создавало бы почву для коррупции. Ведь эксперты и представители фирм-производителей стали бы любыми путями пытаться «протолкнуть» в перечень свои препараты. Цель такого действия проста – закупки для государственных нужд производились бы впредь исключительно по данному списку, следовательно, производители указанных в списке лекарств могли бы претендовать на бюджетные средства.

Депутаты практически сразу отвергли две поправки, которые наверняка не были бы поддержаны Правительством: так называемый «нулевой» вариант, на котором настаивал Комитет по охране здоровья и спорту, и пятипроцентный, который не предусмотрен в Налоговом кодексе. В результате проголосовали за поправку депутата Александра Афанасьева – льготную ставку в десять процентов. Официальный список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, который оговаривался в Налоговом кодексе, принятом Госдумой еще в 2000 году, был отменен.

Принятый вариант поправки устраивает многих, если не всех: он позволяет ликвидировать последствия распределительно-уравнительной системы в форме вышеупомянутого списка, составление которого всегда считалось процедурой долгой и таинственной, гарантирует денежные поступления в бюджет и, как ожидается, не станет причиной резкого повышения цен.

Прогнозируется, что в результате уплаты НДС на лекарственные препараты в следующем году государство получит как минимум 400 миллионов долларов при планируемом объеме рынка в 3,5 млрд долларов. Эти средства уже учтены в бюджете 2002 года.

Генеральный директор крупной фармацевтической дистрибьюторской компании «СИА Интернешнл» Игорь Рудинский, считает этот вариант решения лучшим, поскольку он создаст наименьшие сложности при закупке лекарств в начале года. Хотя вряд ли, по мнению господина Рудинского, удастся избежать увеличения цен на лекарства (по разным прогнозам они возрастут на 12-16%), кроме того, неизбежны неурядицы на таможне.

Отсутствие оборотных средств, на которое постоянно жалуются производители препаратов, действительно, не позволяет заводам перейти на производство лекарств, отвечающих международному стандарту качества GMP. Глобальная модернизация производства лекарственных препаратов в России, как планируется, будет завершена в 2005 году. Список компаний, способных открыть современное производство, на сегодня достаточно мал и вряд ли существенно вырастет после принятия Госдумой законопроекта о 10-процентном НДС. «Новостройки» фарминдустрии немногочисленны. Например, «Верофарм» завершил строительство нового цеха, производительность которого составит 1 млрд таблеток в год, на принадлежащем ему фармацевтическом заводе в Белгороде. Стоимость проекта – 7 млн долларов. Подмосковный «Алхим» ввел новые мощности, соответствующие стандарту GMP , в ноябре 2001 года. Открытый цех мощностью 320 млн таблеток в год также обошелся предприятию примерно в 7 млн долларов.

Власти на местах не питают иллюзий в связи с принятием нового законопроекта. Так, Комитет по лекарственному обеспечению мэрии Новосибирска готовится к тому, что цены вырастут в среднем на 20%. А так как 60% потребления лекарственных средств приходится на лечебные учреждения и льготников, есть все основания утверждать, что повышение цен ляжет на плечи местного бюджета. Льготами на лекарственное обеспечение пользуются около 400 тысяч жителей Новосибирска. Из них 96 тысяч – по федеральному закону о ветеранах, 72 тысячи – по федеральному закону об инвалидах, 20 тысяч – реабилитированные граждане. Остальными льготниками являются пенсионеры по старости, дети-инвалиды и люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (всего 87 категорий). Кроме того, при составлении бюджета Новосибирска на 2002 год введение НДС не учитывалось.

На льготное обеспечение лекарствами в следующем году из городской казны будет выделено 90 миллионов рублей. На аналогичную сумму рассчитывали аптеки и в 2001 году, однако реально получили всего лишь 56 миллионов рублей. Мэр уверяет, что финансирование программы «Льготный рецепт» в 2002 году будет осуществлено в полном объеме. При этом перечень льготных лекарств на предстоящий год уже утвержден постановлением губернатора. Данный список сокращен всего на 20 наименований, в основном, за счет дорогостоящих препаратов, которым найдена замена из числа менее дорогих, но не менее эффективных (на эффективности лечения эта замена, как ожидают специалисты, не отразится никоим образом).

В Томске отпуск лекарств на льготных условиях осуществляется в 19 аптечных учреждениях и 9 аптечных киосках. Если некоторое время назад через аптечную сеть города проходило около 8 тыс. рецептов в месяц, то сейчас эта цифра выросла почти в пять раз, причем более 15 000 из них выписаны ветеранам. Средняя стоимость льготного рецепта достигла 54 рублей, что значительно превышает общероссийские показатели. Отмечается перерасход средств на льготное лекарственное обслуживание. Суть нового подхода к финансированию льготных рецептов заключается в том, что финансирование будет осуществляться через фонд обязательного медицинского страхования.

Предстоящее повышение цен уже спровоцировало рост спроса. В аптечной сети города Новосибирска стал ощущаться дефицит лекарственных средств (прежде всего связанный с тем, что ряд зарубежных фирм-производителей приостановил поставки своей продукции на фармацевтический рынок России). В связи с этим в Комитете по лекарственному обеспечению мэрии Новосибирска обеспокоены возможным увеличением количества подделок.

В отдельных регионах, как в зеркале отражены проблемы всех российской фарминдустрии. Остается уповать на то, что принятый законопроект не будет способствовать их обострению, а разрешимы ли они – покажет время.