ООО «Омсктехуглерод» завершило проектирование и привязку к местности завода по производству технического углерода под Могилевом (Белоруссия).

В феврале предприятие намерено начать строительство завода, стоимость которого оценивается в 4,5 млрд руб. Мощность производства к 2017 году должна достигнуть 120 тыс. т технического углерода в год для европейского рынка. Эксперты считают, что развивать производство в Белоруссии выгодно, однако из-за снижения маржи у производителей автопокрышек срок окупаемости проекта может увеличиться.

О завершении проектирования завода по производству технического углерода под Могилевом (Республика Беларусь)  „Ъ“ сообщил председатель совета директоров ООО «Омский завод технического углерода» («Омсктехуглерод») Валерий Каплунат.

«Теперь мы можем приступать к строительству завода в Беларуси, который будет выпускать техуглерод для нужд республики и Европы. Омский же завод будет ориентирован на внедрение технических разработок научно-исследовательских институтов и продажу продукции для внутренних потребителей», — пояснил Валерий Каплунат.

Инвестиционный договор с правительством Республики Беларусь о строительстве завода по производству технического углерода под Могилевом ООО «Омсктехуглерод» подписало в августе 2013 года. После этого предприятие объявило конкурс на разработку проекта, который выиграл Минский государственный научно-исследовательский проектный институт градостроительства.

По оценкам Валерия Каплуната, инвестиции «Омсктехуглерода» в строительство нового завода составят 4,5 млрд руб. Мощность предприятия к 2017 году должна достигнуть 120 тыс. т технического углерода в год. Срок строительства по модульному типу — 1,5 года.

В группу компаний «Омский завод технического углерода» («Омсктехуглерод») входят два завода по производству техуглерода: в Волгограде и Омске, а также поставщик продукции на российский и мировой рынки ЗАО «Поликарбон». Мощность омского завода оценивается в 240 тыс. т техуглерода в год.

 
Основные потребители продукции — ОАО «СИБУР-Холдинг», ОАО «Алтайский шинный комбинат», ООО «Нокиан Тайерс», ООО «Мишлен Русская компания по производству шин», ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Урал ЗРТИ», ОАО «Амтел-Фредештайн».

Омские экономисты строительство завода «Омсктехуглерода» в Белоруссии считают упущением местных властей. «С точки зрения бизнеса, такое поведение объяснимо — предприятие стремится ближе к рынкам сбыта. А регион, в свою очередь, ничего не может сделать для того чтобы было выгодно развиваться на месте, разве что предложить незначительные налоговые льготы, а повлиять на общую экономическую ситуацию в стране они не в состоянии», — считает заведующий кафедрой региональной экономики Омского государственного университета Олег Рой.

Получить комментарий министра экономики Омской области Сергея Высоцкого  не удалось — его мобильный телефон не отвечал. Воздержались от комментариев и в подведомственном министерству департаменте промышленности и инновационных технологий.

Эксперты инвестиции «Омсктехуглерода» в строительство мощностей в Белоруссии считают логичными. «Нашим промышленникам нужно выстраивать логистику. А при этом железная дорога забита, тарифы растут. Автотранспорт привязан к стоимости топлива. И чем дальше, тем будет сложнее осуществлять перевозки», — уверен член общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев. Кроме того, по его сведениям, в Белоруссии комфортнее вести бизнес.

«Там и налоги меньше, и власть ориентирована на поддержку производства, и такого количества полоумных экологов нет, из-за которых мы в Омске уже так никогда и не построим предприятия с высокой налоговой базой», — отметил господин Соловьев.

Аналитики указывают на некоторые риски будущего производства. «Опасность у «Омсктехуглерода» одна. Из-за снижения маржи у производителей автопокрышек, что мы сейчас видим в Европе, срок окупаемости проекта может увеличиться», — считает отраслевой аналитик Дмитрий Лютягин.

Ожидается, что строительство завода технического углерода под Могилевом начнется в феврале.