Переработчики создали запасы дорогой смолы, надеясь на дальнейший рост цен и увеличение спроса. Если рынок так и не повторит поздний сезон прошлого года, к концу лета у многих игроков могут возникнуть производственные и финансовые проблемы

Ключевым, важнейшим событием года для российского рынка ПВХ станет запуск 26 мая этого года завода «ЛУКойл» в Калуше. Ранее начальник Управления газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии и газопереработки «ЛУКойла» Александр Раппопорт на конференции Creon в декабре прошлого года сообщал, что из 300 тыс. тонн новой продукции на российский рынок будет поставляться половина – 150 тыс. тонн в год. Как изменят эти объемы ситуацию на рынке? Новый игрок рынка ПВХ может как «спасти» переработчиков, страдающих от дороговизны сырья, так и «убить» тех, кто уже заполнил склады импортной смолой в расчете на ее дальнейшее удорожание. Или же произойдет и то, и другое одновременно, в зависимости от выбранной разными участниками рынка стратегии. Острота этого зависит от того, каким будет баланс спроса и предложения на рынке ПВХ, который уже сейчас выглядит «перегретым». Это создает колоссальные риски. Сможет ли отрасль благополучно справиться с ними в нынешнем сезоне, и какой будет ее архитектура, если этого не случится? Ответы на эти актуальные вопросы участники рынка будут искать на конференции Creon «ПВХ 2011».

К импортному ПВХ российский рынок привык давно, однако традиционные европейские импортеры были вынуждены резко поднять цены из-за удорожания нефти, а на работе американских поставщиков сказались стихийные бедствия на юге страны, где сосредоточены основные нефтехимические мощности. В отсутствие западного ПВХ Россию традиционно выручал Китай, однако китайские производители готовятся принять стратегическое решение о переходе к прямым продажам ПВХ в России через организацию собственных представительств. Вроде бы это должно удалить из цепочки ценообразования торговых посредников и снизить цену на китайский ПВХ у переработчиков, однако на практике ситуация может быть иной. Имея прямой доступ к потребителям, китайские игроки будут стремиться повысить цены в обмен на гарантии стабильности поставок. Дополняет эту безрадостную для переработчиков картину то, что трейдеры, рассчитывая на дальнейший рост цен, старались максимально увеличить запасы ПВХ для его последующей перепродажи – прирост складских запасов опережает рост объемов переработки. У участников рынка нет уверенности в том, что на пике спроса летом ПВХ можно будет получить хотя бы по такой же цене, как сейчас. Примерно так же происходило три года назад, когда полимер массово скупался в расчете на будущее увеличение его стоимости. Между тем, с декабря прошлого года импортный ПВХ в России уже вырос в цене на 11% и, несмотря на это, объемы импорта удвоились.

С точки зрения переработчиков зарабатывать можно не только с маржи, но и с большего оборота. К тому же недавний кризис должен был проредить ряды переработчиков и ослабить конкуренцию. Однако этого не произошло – многие переработчики, для которых выпуск ПВХ-пленок и пластиковых профилей не единственный бизнес, просто законсервировали мощности. Их более крупные конкуренты, рассчитывая на восстановление рынка, бурно инвестировали в создание новых линий. Отчасти их ожидания оправдались – увеличение спроса, отложенного в предыдущие годы, пока дает место на рынке почти всем. Однако удастся ли выполнить планы продаж, пока неясно – сейчас многие переработчики работают «на склад», хотя сезонный рост спроса еще не начался. Если российский рынок не оправдает надежд переработчиков, уже в начале осени их может ожидать финансовый голод, что вызывает у нас опасения. Многие даже крупные предприятия увеличили складские запасы за счет кредитных ресурсов, которые могут оказаться не в состоянии своевременно вернуть.

Напоминаем, что конференция «ПВХ 2011» состоится 16 июня в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Компания «Креон» будет рада видеть на конференции всех заинтересованных игроков рынка: производителей, переработчиков, а также трейдеров. Участие в работе конференции позволит Вам получить полную и актуальную информацию о тенденциях рынка ПВХ. Спонсорскую поддержку мероприятию оказывает компания «Центрополимер». Партнер конференции – компания «Трансхим». Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797 49 07 или электронной почте: org@creon-online.ru