Анатолий Афонин, генеральный директор ООО «Саратоворгсинтез» после торжественного вручения представителями сертификационного органа — BVQI сертификата, подтверждающего систему менеджмента качества (СМК) серии ISO 9001:2000 на предприятии, рассказывает rcc.ru о сложностях на пути организации СМК и ее преимуществах.

Афонин Анатолий Викторович родился в 1962 году, окончил Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты по специальности инженер-химик технолог. На предприятии работает с 1985 года, начинал старшим мастером в цехе по производству уксусной кислоты, в настоящее время возглавляет ООО «Саратоворгсинтез».

— Чем руководствуются предприятия, стремящиеся получить сертификат менеджмента качества? Это нужно для имиджа или это объективная необходимость, продиктованная условиями рынка?

— Объясняется это многими факторами: для некоторых это стремление повысить имидж, как предприятия, так и свой личный как руководителя. Для многих — это необходимость, продиктованная условиями рынка. Ведь для потребителя наличие системы менеджмента качества и сертификата, подтверждающего ее соответствие международным стандартам, является надежной гарантией высокого и стабильного уровня качества продукции на всех этапах ее производства.

Для нашего предприятия сертификация стандарта серии ISO 9001 закономерное продолжение деятельности по совершенствованию управления не только системой менеджмента качества, но и предприятия в целом.

Действующая система охватывает все производства предприятия, формирует единый процессный подход в управлении практически всех видов деятельности предприятия. Считаю, наличие системного подхода в управлении на предприятии дает хорошие возможности в предупреждении любого рода несоответствий и своевременного воздействия на них.

— Что принималось во внимание при выборе аудитора-сертификационного органа?

— При выборе сертификационного органа, как правило, руководствуются следующими факторами: наличием опыта по сертификации систем управления, степенью известности, имиджем и репутацией, а также корпоративными требованиями.

Нами при выборе органа для сертификации были рассмотрены коммерческие предложения восьми организаций в этой сфере деятельности, из которых предпочтение было отдано BVQI (Bureau Veritas Quality International), которое успешно сотрудничает со многими крупными российскими предприятиями, в том числе и с ОАО «Лукойл». BVQI обладает большим числом аккредитаций в мире, что обеспечивает признание сертификатов, выданных BVQI во многих странах.

— Какой из этапов на пути получения сертификата самый сложный?

— Наиболее сложным этапом является разработка документации в соответствии с требованием международного стандарта.

Для разработки документов мы не пользовались услугами консалтинговых фирм. Мы располагали уже большим опытом в разработке и внедрении системы качества на предприятии на соответствие требованиям по версии ISO 9002:1994 года и пришли к выводу, что самый оптимальный вариант — это обучение специалистов предприятия ведущими организациями, имеющими опыт в этой области и в дальнейшем самостоятельное проведение разработки пакета документов и осуществление внутренних проверок сотрудниками предприятия.

— Сколько времени нужно на получение сертификата?

— Срок разработки зависит от специфики деятельности предприятия, численности персонала; готовности (эффективности) существующей СМК, сертифицируемых видов деятельности; выбора органа сертификации, компетенции персонала и может составлять от одного до шести месяцев.

Срок внедрения системы более длителен. По нашему мнению и мнению представителей большинства органов по сертификации, СМК должна успешно функционировать после ее разработки в течение 9-12 месяцев, и после проведения анализа при положительном результате может быть представлена к сертификации. Для нашего предприятия срок составил 1,5 года.

— Каковы финансовые затраты на сертификацию? Какой из этапов самый дорогостоящий?

— Финансовые затраты на сертификацию складываются из следующих позиций: численности персонала; области сертификации, привлечение консалтинговых услуг на разных этапах разработки и внедрения СМК, стоимости обучения (консультаций) персонала, стоимости сертификации; стоимости инспекционных аудитов. Для каждого предприятия эта цифра будет разной для всех этапов, в зависимости от пакета выбранных услуг.

Мы значительно сэкономили на консалтинговых услугах, и финансовые затраты сложились только из стоимости проведения самой сертификации и обучения персонала.

— Каких изменений в деятельности предприятия Вы ждете после получения сертификата?

— Получение сертификата будет способствовать стабилизации позиций нашей продукции на отечественном и зарубежном рынках, участию в конкурсах и тендерах, продвижению торговой марки и поддержанию высокого имиджа.

— На какой срок выдан сертификат? Будут ли промежуточные проверки, и кто их будет проводить — сертифицирующая организация?

— Сертификат выдан на три года, с проведением инспекционных аудитов каждые полгода. Инспекционные визиты будет осуществлять BVQI.