Анатолий Иванов, член Совета директоров ОАО «Перкарбонат», в интервью rcc.ru дает оценку рынка перкарбоната в России, рассказывает об истории создания ОАО «Перкарбонат», проблемах, стоявших на пути развития производства, и о его перспективах развития.

Анатолий Миронович Иванов родился в 1940 году, специальность - инженер-технолог органического синтеза. Прошел путь от аппаратчика до зам. главного инженера на Волгоградском ПО «Химпром». Главный инженер Волгоградского института «Гипросинтез», начальник главка Минхимпрома СССР, зав. Сектором Совета Министров СССР.

— Как бы вы охарактеризовали положение в отрасли синтетических моющих средств?

— На рынке отбеливающих препаратов, используемых в производстве синтетических моющих средств, постоянно сохраняется спрос на перкарбонат натрия. Перкарбонат натрия применяется в качестве отбеливающего реагента в текстильной, химической и других отраслях промышленности в виде индивидуального препарата или в композициях, а также в качестве отбеливающей добавки в составе синтетических моющих средств. Отрасль синтетических моющих средств динамически развивается в России и в мире. Потребность российских производителей в кислородосодержащих отбеливающих добавках можно оценить в 25-30 тыс. тонн в год с перспективой увеличения спроса до 35-40 тыс. тонн к 2005 году.

— Кто является основным производителем и поставщиком перкарбоната натрия на рынок?

— Почти 100 % спроса на продукт удовлетворяют два предприятия в России ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск) и ОАО «Перкарбонат», расположенный на той же площадке. Больше в России никто не производит данный продукт. ОАО «Химпром» производит порядка 6,5 – 7,0 тыс. тонн продукта в год, ОАО «Перкарбонат» — 20 тыс. тонн. С увеличением спроса будет увеличиваться и производство.

— Перкарбонат натрия — молодой продукт. Когда он появился?

— Около 30 лет назад западные ученые провели исследования по экологии влияния синтетических моющих средств на основе борного сырья. Продукт выпускался тогда в виде пербората натрия. Исследования показали, что ухудшение здоровья людей во многом связано с повышенным содержанием бора в водоемах. Что в свою очередь вызвано сбросом вод после использования синтетических моющих средств. Бор не разлагается длительное время, а только накапливается.

В России также задумались над этой проблемой. Группа ученых московского института ГНИИХТЭОС (Институт химии и технологии элементоорганических соединений) разработала и получила авторское свидетельство на способ получения перкарбоната натрия, аналог пербората натрия, но не образующего вредных примесей. Основным сырьем для продукта являются кальцинированная сода и перекись водорода. Кроме того, перкарбонат на 10-15 % дешевле пербората натрия и превосходит его по содержанию кислорода: 13-15 %.

— Какова история создания ОАО «Перкарбонат»?

— На базе ЧПО «Химпром» была построена опытная установка по выпуску перкарбоната натрия, со временем достигнута высокая стабильность продукта. Отсюда возникала идея создания крупнотоннажного производства. Волгоградскому Гипросинтезу было поручено выполнить крупномасштабный проект производства мощностью 30 тыс. тонн в год. В начале 80-х началось строительство. Конечно, в перестроечные годы государственное финансирование резко сократилось, проект был приостановлен.

В 1991 году было создано ЗАО «Кеминтек Лимитед», которое и занялось поиском возможности продолжения строительства. Работы изначально финансировались ЗАО «Кеминтек Лимитед» и Чебоксарским ПО «Химпром», затем участие в проекте принимал «Росконтракт». Но из-за финансовых проблем стройка снова была заморожена, начался поиск новых инвесторов. «Кеминтек лимитед» обратился к Московскому Правительству. Ю.М. Лужков одобрил участие в проекте. В 1997 году мэр Москвы встретился с президентом Чувашии Н.В. Федоровым. Было принято решение о строительстве и финансировании первой очереди производства перкарбоната мощностью 10 тыс. тонн в год. В общей сложности на первую очередь было потрачено около 30 млн рублей. Сдача в эксплуатацию первой очереди прошла в декабре 2000 года. При приемке Лужковым и Федоровым было принято решение продолжать строительство. Под вторую очередь был взят возвратный кредит у Правительства Москвы.

— Кто является основным потребителем продукции?

— В 2001 году мы отрабатывали качество продукта и внедряли его на рынок. Рынок по перкарбонату в России был ограничен, поскольку те моющие средства, что производились в России, делали на борном сырье или ввозились из-за рубежа. Пришлось проходить аттестацию качества продукции в техническом центре Procter and Gamble в Великобритании. Был получен сертификат качества. После этого компания Procter and Gamble, которая владеет заводом по производству моющих средств в Новомосковске, получив одобрение центра, стала нашим основным потребителем. Мы также отгружаем продукцию на заводы Henkel, «Московский завод синтетических моющих средств», завод «Аист» в Санкт-Петербурге, «Дельта-Капитал» и другим менее крупным потребителям. Мы также стали поставлять продукцию на внешний рынок — в Чехию, пока порядка 3 тыс. тонн в год. На 2004 год получили предварительные заявки из других стран.

— Каков общий объем производства?

— Высокое качество и репутация надежного поставщика принесли свои плоды. В 2002 году на первой очереди превышена проектная мощность, было выпущено 10 200 тонн, и 100 % было реализовано. В денежном отношении — на сумму около 130 млн рублей. Коэффициент использования мощности — 101,9 %. Выработка на одного работающего составила 79,3 тыс. рублей. При этом средняя численность персонала на первой очереди была 138 человек, с вводом второй очереди — суммарно 159 человек. Это говорит о высокой техвооруженности предприятия. Кроме того, наши экономические показатели позволили вывести работающих на среднюю зарплату 9,5 тыс. рублей.

— Когда была введена в эксплуатацию вторая очередь?

— В 2002 году был завершен этап проектирования второй очереди производства. Проектирование велось конструкторским отделом ОАО «Химпром». Со второго полугодия 2002 года началось строительство второй очереди также мощностью 10 тыс. тонн.

По решению совета директоров, вся чистая прибыль работы предприятия за 2001 год, 3,5 млн рублей, была направлена на строительство второй очереди, приобретение оборудования и проч. С целью недопущения остановки строительства были сделаны заимствования у чебоксарского отделения Сбербанка, акционеров общества. Общая сумма привлеченных средств составила 13,9 млн рублей. Московское правительство выделило льготный кредит в размере 17,5 млн рублей.

Пуск второй очереди состоялся в втором квартале 2003 года. С учетом освоения мощности второй очереди, на 2003 год мы взяли план по выпуску перкарбоната натрия в объеме 16 тыс. тонн в год. Общая проектная мощность на 18 июня 2003 года, когда государственная комиссия приняла в эксплуатацию вторую очередь, составила 20 тыс. тонн в год.

Предварительные результаты 10 месяцев 2003 года говорят о том, что 16 тыс. тонн в этом году будет выпущено. Потребности потребителей будут полностью удовлетворены.

— Какие проблемы возникали на пути становления производства?

— Возникали проблемы с общей ситуцией роста цен, например, у основного поставщика перекиси водорода, ОАО «Химпром». Плюс, рост цен на энергетику. Себестоимость продукции возросла на 9,7 % по сравнению с 2001 годом. Изначально мы закупали перекись по цене 3800 рублей за тонну, сейчас — 4700 за тонну. Доля перекиси в себестоимости составляет 44,2 %. Но все же, учитывая большой рост производства, спрос, рентабельность составила 9,4 %.

— Какие основные задачи стоят сейчас перед производством?

— Для нас, ОАО «Перкарбонат», приоритетными задачами являются увеличение объемов производства экологически безопасного продукта, удовлетворение потребностей не только российских производителей синтетических моющих средств, но и иностранных, повышение уровня социального обеспечения наших сотрудников.

Сейчас нам нужно повышать стабильность наших марок для определенных категорий потребителей. Плюс, нужно выпускать капсулированный продукт, в защитной оболочке, которая способствует сохранению качественных показателей продукта при хранении и перевозках в неблагоприятных условиях. Вместе с Московским Правительством мы имеем план НИОКР, по которому занимаемся разработкой технологии, имеем уже определенные результаты. Научная работа по разработке технологии капсулирования велась ГИПХ (государственным институтом прикладной химии). Они много сделали, но основную задачу решить не смогли. Мы создали свою инженерную бригаду, которая получила уже некоторые положительные результаты.

Наметили решить вопрос в первом квартале 2004 года, чтобы уже отдать опытные образцы потенциальным потребителям. И со второго полугодия будем осуществлять поставки продукта, порядка 5 тыс. тонн в год, в зависимости от потребностей. С таким продуктом мы более уверенно будем выходить на внешний рынок. Но приоритетным направлением остается обеспечение продуктом наших отечественных потребителей.

Сегодня мы уже думаем о строительстве третьей очереди, которая была предусмотрена в первом большом проекте, это еще 10 тыс. тонн в год. Ведем подготовительный этап работы. Строительство планируем завершить в 2005 году.

— В какой области еще ведется сотрудничество с научными организациями?

— Кроме капсулирования, мы параллельно провели большую работу совместно с рядом научных организаций России по токсико-экологической оценке производимых на основе перкарбоната синтетических моющих средств в сравнении со средствами, использующими боратное сырье. В Европе уже приняты внутренние законодательные акты, которыми перборатное сырье запрещено к использованию. В России пока такого запрета нет, импортируется определенные моющие средства на основе пербората натрия. Мы привлекли к работе российский регистр потенциально опасных веществ, научно-исследовательский центр «Экос». В итоге получили данные, показывающие, что использование пербората натрия на порядок опаснее, чем использование перкарбоната натрия. Эта работа будет продолжена. Мы считаем, что в России должен быть принят документ по запрету использования борного сырья в синтетических моющих средствах.

— Кого вы рассматриваете в качестве конкурентов на рынке?

— Кроме нас в России только Чебоксарское ОАО «Химпром» выпускает около 6,5 – 7.0 тыс. тонн продукта в год. Но мы не рассматриваем их как конкурентов, они, скорее, коллеги в решении проблем. Мы работаем в тесном сотрудничестве. Они, возможно, также будут наращивать мощности. Сейчас необходимо обеспечить насыщение рынка и выход продукции на экспорт. Большой успех уже то, что перборат натрия не импортируется в Россию. Продукты на его основе — пока да.

— Кто является основным поставщиком сырья?

— Поставщик перекиси водорода — АО «Химпром», соду покупаем Стерлитамаке и в Березниках. Можем утверждать, что себестоимость производства перекиси водорода позволяет поставлять ее нам в районе 4000 тыс. рублей, это было бы выгодно всем. Нельзя допустить, чтобы цена была слишком высокой. Это скажется на рынке сбыта.

Сейчас в Ленинградской области строится новая мощность по производству перекиси водорода. Она будет введена в эксплуатацию в 2004 –2005 годах. Уже появится определенная конкуренция, изменится динамика цен. В целом на развитие производства мы смотрим с оптимизмом.