В четверг, 22 ноября 2012 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва» прошла международная конференция Inventra «Полимеры в дорожном строительстве 2012». Партнерами мероприятия стали компании «РР-1», «Торговый дом «Оргхим» и «КСТ Экология». Мероприятие прошло при поддержке журнала «Автомобильные дороги». Полимерная отрасль ищет новые рынки сбыта, а мировой опыт показывает, что применение полимерных материалов позволяет значительно улучшить качество покрытия дорог. В то же время в России проблема с дорогами стоит крайне остро, хотя современная транспортная система является неотъемлемой частью развития промышленности. Все крупнейшие нефтяные компании готовы к внедрению полимеров в производство битумов, однако остается непонятным, кто является заказчиком. Именно отсутствие транспарентности рынка мешает внедрению пластиков в дорожную отрасль. Об этом в приветственном слове рассказал глава Creon Energy Фарес Кильзие.
Заместитель генерального директора РосдорНИИ Станислав Мамулат[ отметил положительное влияние полимеризации битумов на их устойчивость к эксплуатационному «старению». В то же время, еще до смешения с наполнителем битумный материал для дорожного строительства проходит ряд циклов разогрева в контакте с воздухом (более того, в России битум зачастую хранится в хранилищах ямочного типа). Все это приводит к тому, что деградация свойств материала до его укладки оказывается большей, чем за время восьмилетней эксплуатации дороги. Полимермодифицированный битум более устойчив к старению. Докладчик сказал, что современное аналитическое оборудование позволяет прогнозировать и оценивать изменение эксплуатационных характеристик битумных материалов во время всего эксплуатационного цикла за короткий период. На основании этих лабораторных тестов можно оценивать эффективность применения ПБВ в сравнении с обычным битумом. Даже с учетом более высокой цены на полимер модифицированный продукт, его экономическая эффективность выше. Разработка и нормирование указанных методов (уже произведенное во многих странах) позволит делать выводы о качестве вяжущих и асфальтобетонных смесей на их основе без длительного (например, восьмилетнего) ожидания результатов эксплуатации пробных участков, построенных с данными видами вяжущих. Тем не менее, все методики тестирования должны быть утверждены, и на данный момент ГК «Автодор» уже включил часть из них в свой корпоративный стандарт. Эксперт сообщил, что РосдорНИИ обсуждает с нефтяными компаниями и производителями полимерно-битумных вяжущих возможность создания ассоциации, которая будет заниматься вопросами анализа материалов для дорожного строительства и участвовать в их сертификации. По мнению господина Мамулата, процесс по внедрению ПБВ в дорожное строительство в России уже начался: Москва почти полностью переходит на использование такого материала, к этому приходят и крупнейшие подрядчики северо-западного региона. Однако игрокам отрасли необходимо поддержать этот процесс.
Руководитель проекта «Развитие лесохимии» Торгового дома «Оргхим» Илья Ильичев сказал, что Россия существенно отстает от западных стран по уровню развития дорожной сети, а проблемы с качеством дорожного полотна могут быть решены при помощи применения полимеров в дорожном строительстве. Компания предлагает адгезионную добавку «Афтисотдор», которая обеспечивает устойчивое сцепление битума с минеральным материалом. «Афтисотдор» применяется в качестве добавки к полимернобитумному вяжущему для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей. В настоящее время она используется во многих регионах России. Компания производит 50 т добавки в год, и планирует расширение производственной базы для выпуска добавки с целью обеспечения потребности дорожной отрасли в данном продукте. В комментариях к докладу генеральный директор Омского СоюздорНИИ Олег Бабак отметил, что одна добавка не может одновременно соединять в себе свойства адгезионного агента и пластификатора. Пластификатор отвечает за гибкость, а адгезионный агент увеличивает крепость изделия.
Генеральный директор компании «РР-1» Сергей Панченко сообщил, что компания осуществляет комплекс работ по дорожному строительству, включающий укладку и ремонт дорожных покрытий, установку барьерных ограждений и нанесение разметки. Строительство новых дорог ведется полностью от устройства насыпи до сдачи дороги. При этом докладчик поддержал идею, что строительство дорог надлежащего качества без применения инновационных технологий и материалов невозможно. В рамках строительства участка дороги М3 «Украина» применялась инновационная добавка Evotherm, которая улучшает смешивание, обволакивание, уплотняемость, адгезию и эксплуатационные характеристики в слое. Добавка включает специально разработанные для битума поверхностно активные вещества, которые обеспечивают высокую термостабильность, высокую температуру вспышки и отсутствие запаха смеси. Evotherm может применяться в приготовлении смеси на любом АБЗ. Минимальная температура приготовления смеси составляет 125 градусов, а температура укладки и уплотнения – 70-80 градусов. Докладчик отметил, что добавка дает преимущество на всех этапах производственного цикла. Для асфальтобитумных заводов применение добавки приводит к снижению энергозатрат и не требует приобретения большого количества допоборудования. Подрядчик получает расширение строительного сезона и увеличение дальности возможной перевозки. Плюсами для заказчика являются улучшение эксплуатационных характеристик дорожных покрытий, сокращение сроков строительства и более ранняя дата открытия движения. Господин Панченко отметил, что ГК «Автодор» - единственная компания, которая работает с полимерными добавками, - сама сертифицирует материалы. Применение других материалов возможно только после прохождения ими испытаний и предоставления пакета документов, доказывающих их пригодность. Таким образом подрядчики используют те добавки, на которые есть ГОСТ.
Начальник отдела инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Стрелков заявил, что при выполнении работ по строительству, реконструкции, ремонту и капитальному ремонту дорог Государственной компании могут применяться только те материалы, которые уже подтвердили свою состоятельность. Исходя из требований к дорогам категории 1А и 1Б, по мнению эксперта, проявлять лояльность и внедрять новые материалы не прошедшие опробацию – опасно. Однако есть путь, по которому могут идти производители полимерной продукции для внедрения ее в проекты. Если производитель гарантирует, что свойства материала соответствуют предъявленным Государственной компанией требованиям, его использование, после согласования стандарта организации с Государственной Компанией, становится возможным. Но, как отметил господин Стрелков, предложения производителей крайне скупы на технические характеристики продукции. В этом году «Автодор» введет положение о внедрении новых материалов, технологий и конструкций на объектах компании, в котором будет детально описан весь процесс внедрения, а также изложены требования к составу предоставляемых документов. Текст положения будет доступен на сайте компании. В первую очередь, «Автодор» интересует увеличение срока службы дорог – компания переходит на длинные контракты и старается свести издержки к минимуму. Другим важным вопросом является повышение уровня безопасности. Докладчик отметил, что в этой сфере простор для деятельности у полимерной отрасли, начиная от освещения и заканчивая разметкой дорог. Компанию интересует и экологический вопрос, а именно удаление и очистка стоков с дорог и мостов. Не менее важной проблемой для ГК «Автодор» является увеличение сезона работ по укладке дорожного полотна. Специалист добавил, что сама государственная компания не покупает материалы. Этим занимаются подрядчики, однако «Автодор» дает рекомендации по использованию конкретных материалов и технологии в процесс дорожного строительства. Потребность компании в асфальтобетоне составляет 700 тыс. т в год (ПБВ составляет до 6% от этого объема). Пока компания в основном работает с импортными материалами, однако при прочих равных условиях, если все требования будут соблюдены, выбор будет сделан в пользу российского продукта.
Нефтяные компании готовы выпускать ПБВ. Главный специалист компании «Газпром нефть» Антон Горбатовский отметил, что основная площадка по производству полимерно-битумных вяжущих находится в Омске, которое выпускает вяжущие в твердом виде. Также компания организует производство в Ярославле. Сырьем для производства является собственные битум и СБС. Выбор полимера обусловлен тем, что на него существует ГОСТ и тем, что он наиболее хорошо себя зарекомендовал по сравнению с другими материалами. Эксперт по качеству и внедрению новой продукции «ТНК Индастриз» Оксана Гавриленко сообщила, что в компании максимальное внимание уделяется качеству производимых ПБВ. Как заявила эксперт, компания старается доставить материал с теми показателями, которые заявлены. Мощность производства составляет 50 тыс. т, но в скором времени, согласно планам модернизации, будет увеличена. Генеральный директор компании «КРЗ» Константин Меерович сообщил, что мощность производства битумов на предприятии составляет 300 тыс. т, а ПБВ – 20 тыс. т, хотя последние могут быть увеличены. Компания также выпускает эмульсии, которые применяются в дорожном строительстве. Генеральный директор компании «Техпрогресс» Валерий Степанов оценивает отечественный рынок ПБВ в 60-80 тыс. т. «Рынка не хватает», - резюмировал топ-менеджер. По оценкам представителя «РосДорНИИ» Станислава Мамулата объем рынка – минимум вдвое больше.
Генеральный директор компании «КСТ Экология» Евгений Стёпин рассказал об использовании переработанной резины в модифицированных дорожных битумах. Для этих целей подходит фракция размером от
Главный аналитик департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ («РОСНАНО») Александр Наумов рассказал о пилотном проекте «Инновационная дорога», который координирует государственная компания. Основная задача проекта для института развития – развитие рынка инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции в автодорожной отрасли. Были выбраны три дороги: федерального, регионального и муниципального значения. В рамках проекта ряд предлагаемых инновационных решений предусматривает использование полимерных материалов: опоры освещения и элементы инфраструктуры из композитных материалов, материалы для автодорожного покрытия, арматура из композитов, геотекстильное полотно, дорожная разметка и др. На данный момент по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ сформированы проекты технических заданий на разработку проектной документации. В Республике Татарстан уже началось проектирование будущей дороги. А по муниципальной дороге в Москве уже в этом году, либо в начале 2013 года ожидается запуск конкурсных процедур для выбора проектировщика. Строительство дорог планируется начать в 2013 году, а ввод в эксплуатацию годом позже. Деньги производителям элементов инфраструктуры, проектировщикам и подрядчикам выделяются субъектами Российской Федерации в рамках действующего законодательства.
Господин Наумов подчеркнул, что основная цель пилотного проекта заключается вовсе не в строительстве пилотных участков дорог, а в тиражировании эффективных решений при создании новых рынков. При этом важно осуществить корректировку нормативной базы с целью практического применения инноваций на законных основаниях. Компания открыта к диалогу, и ждет от игроков полимерной отрасли предложений по внедрению инновационных решений в автодорожной отрасли. Как показывает практика, принимается около 90% предложений. Докладчик подчеркнул, что многие экспертные сообщества замкнуты в своих отраслях, в то время как необходимо активнее использовать эффект синергии. Именно деятельность по организации взаимодействия между ними осуществляет «РОСНАНО».
Генеральный директор Омского СоюздорНИИ Олег Бабак рассказал об опыте применения ПБВ при строительстве взлетно-посадочной полосы аэропорта «Сокол» около Магадана. Заказчиками было выдвинуто условие срока службы не менее 5 лет, хотя ранее покрытие служило не более двух лет. Институт должен был в течение трех месяцев определить, какой асфальтобетон и ПБВ должны использоваться в строительстве для удовлетворения данного требования, учитывая тяжелые погодные условия в регионе: отрицательная температура держится более ста дней в году, а высокая влажность присутствует круглый год. Также за счет ограничения дальности перевозки битумов, предполагалось использование продукта, выпускаемого Хабаровским НПЗ, битум которого не отличается высоким качеством. Докладчик подчеркнул, что до этого покрытия держались максимум 2 года. Вся работа была проведена в течение трех месяцев, а итоговым вариантом было выбрано сочетание ПАВ Wetfix и битума БНД 90/130. Как сообщил господин Бабак, сейчас идет пятый год эксплуатации взлетно-посадочной полосы, и тестирование в течение всего этого периода не выявило никаких нарушений.
Другим материалом, который может предложить полимерная отрасль дорожному строительству, является пенополистирол. Директор Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола Юрий Савкин отметил, что этот материал бионейтрален, легок и прочен. Материал давно используется в мире в районах со слабым грунтом, болотистостью и сейсмической неустойчивостью. В России же 640 тыс. км дорог нуждаются в реконструкции или ремонте, однако в стране с использованием пенополистирола построена единственная развязка в Санкт-Петербурге, в то время как в мире материал широко применяется в течение 40 лет. Господин Савкин сообщил, что замена части существующей насыпи блоками из пенополистирола - надежное и эффективное решение для уменьшения уплотнений насыпей на сжимаемых грунтах. Материал может быть также использован в строительстве новых насыпей на неустойчивых склонах. Особое внимание на использование пенополистирола при строительстве дорог стоит обратить в связи с его эффективностью в условиях вечной мерзлоты. В некоторых случаях добавление пенополистирола под бетонную плиту ограничивает распространение вибрации.
Первый шаг для внедрения материала сделан – был подписан меморандум о сотрудничестве с РосдорНИИ. Ассоциация ведет работу по созданию нормативной базы для использования пенополистирола в дорожном строительстве. Как заявил докладчик, в состав ассоциации входят 200 заводов по всей России, и материал легко можно доставить до любой точки страны. Ведущий менеджер проекта «Геофом» компании «Кнауф Пенопласт» Дмитрий Бобков сказал, что компания сейчас готова предоставить материал, который протестирован и применяется мире. Отдельно специалист отметил, что на протяжении 40 лет, в течение которых уже используется материал, его свойства остаются стабильными.
Заместитель заведующего отделом полимерных клеев НИИ Полимеров им. В.А. Каргина Довид Аронович сказал, что сейчас для нанесения разметки используются различные материалы: органорастворимые и водно-дисперсионные ЛКМ, пластики горячего формирофания (термопласты) и пластики холодного отвержения («холодные пластики»). Преимущества последнего материала заключаются в том, что его можно наносить при низких температурах, он экологичен, быстро отверждается, более устойчив к старению и погодным условиям, антигололедным средствам и топливам, обладает хорошей износо- и светостойкостью, а также высоким коэффициентом трения. Среди российских компаний, выпускающих пластики «холодного» отвержения – «Эльф-2000», «Технопласт», «АтонПласт», «Воронеждортехнология», «Интерпласт», «Дарус», «Кронос-СПб», «Грида», «Ольвик» и компания «Инновационные дорожные технологии». На рынке также присутствует ряд иностранных поставщиков, ценовая политика которых близка к российским. К ним относятся компании Swarco Holding (Австрия), Signature (Франция) и Evonik Rohm (Германия). В состав «холодного пластика» входит 30-40% акрилатного связующего, 60-70 процентов минерального наполнителя, 1-3% функциональных добавок, до 2% ускорителей отверждения и 1,5-2,5% инициатор отверждения. Общий объем рынка разметки эксперт оценивает в 10 тыс. т. Сейчас институт рассматривает различные варианты от организации собственного производства связующего до передачи технологии другому предприятию. При потребности связующего для холодного пластика более 100 тон материал станет конкурентоспособным.
На сегодняшний день финансирование строительства дорог в основном осуществляется государством. Генеральный директор компании Inventra Анна Даутова считает, что на данном этапе необходимо отходить от системы распределения бюджетных средств и строить новую систему - систему потребления, предполагающую ответственность за вложенные инвестиции. Существующий механизм не позволяет новым эффективным материалам найти применение, а дорожным организациям - оценить их качество, так как конечный итоговый потребитель по-прежнему не определен. Сложившаяся ситуация мешает компаниям видеть реальные объемы рынка и правильно выстраивать свою инвестиционную политику.