Власти хотят продлить механизм, который призван защитить российских производителей буровых от китайской экспансии на этом рынке и стимулировать производство установок в РФ. Минпромторг предложил субсидировать 20–25% затрат на покупку новых буровых установок по механизму trade-in. По мнению министерства, это будет стимулировать компании обновлять парк, а не закупать китайские комплектующие для модернизации старых установок. Исходя из необходимости замены 20% устаревшего парка, объем необходимой господдержки оценивается в 27 млрд руб. за пять лет.

Минпромторг хочет сократить зависимость нефтегазовой отрасли от китайского бурового сервиса. Министерство предлагает субсидировать до 20% стоимости новой техники российского производства (до 25% при применении инновационных решений) по механизму trade-in, чтобы сравнять цены между отечественными и иностранными установками. Соответствующий проект постановления размещен на regulation.gov.ru. Для одной установки субсидия составит 50–150 млн руб. в зависимости от типа приобретаемого оборудования, общий объем не указан.

В Минпромторге сообщили “Ъ”, что концепция не обеспечена финансированием, но министерство изыскивает его из собственных средств и просит правительство о выделении новых. По оценке Минпромторга, 45% рынка буровых установок приходится на отечественных производителей, 25–30% — на китайских.

Структуры Honghua, Sinopec, Haihua и Kerui предлагают цены, как правило, на 15–20% ниже цен российских производителей, а также отсрочку платежа на срок от одного года до трех лет, говорится в пояснительной записке. По мнению Минпромторга, такие цены объясняются «более низкой стоимостью привлечения финансирования, мерами поддержки экспорта со стороны государства и более низкими требованиями к стандартам качества и безопасности». Основным российским производителем бурового оборудования является «Уралмаш НГО Холдинг». В компании заявили, что знакомы с инициативой. Под нее подпадают выпускаемые ими стационарные и кустовые буровые установки грузоподъемностью 320 и 400 тонн (БУ 5000/320 БМЧ, БУ 5000/320 ЭК-БМЧ, БУ 6000/400 ЭК-БМЧ), и «в дальнейшем перечень будет увеличиваться», заметили в компании. Там не стали называть стоимость своих буровых, отметив, что с учетом роста цен на металл и электрооборудование стоимость техники пропорционально поднимется.

Предполагается, что субсидии будут стимулировать буровые компании закупать новые установки вместо модернизации старых, в ходе которой закупаются иностранные комплектующие.

Сейчас, по данным Минпромторга, модернизация обходится дешевле новой буровой на 20–25%, то есть на предполагаемый размер субсидии. Нынешний парк буровых ведомство оценивает в 1360 штук, 270 из них (около 20%) служат дольше назначенного срока эксплуатации в 20 лет. Минпромторг рассчитывает заменить устаревшие установки за пять лет. Интерес в субсидиях, пишет министерство, подтвердили структуры «Роснефти» «РН-Бурение», «Сургутнефтегаз», «Газпром бурение», Eurasia Drilling Company и другие. Финансовый директор Eriell Артем Черников сообщил, что компания также участвовала в обсуждении, но ее установки «не выработали свой ресурс». «Субсидия позволит буровым компаниям отдать приоритет российским буровым установкам, а не иностранным. Увеличится экологическая ответственность, так как субсидия на новые установки будет предоставляться при условии сдачи старой на утилизацию»,— отметил он.

Исходя из заявленных Минпромторгом цифр, общая субсидия на обновление парка буровых в ближайшие пять лет должна составить около 27 млрд руб. Аналогичная мера поддержки уже действовала в 2020 году с ноября, тогда было обновлено лишь шесть установок, субсидия составила 600 млн руб. При этом в мае Минпромторг просил выделить из бюджета на обновление буровых весьма скромную сумму — по 0,8 млрд руб. в 2021–2024 годах. Кроме того, Минпромторг предлагал субсидировать до 20% от стоимости новых отечественных карьерных экскаваторов. Объем субсидий в 2022–2024 годах оценивался в 1 млрд руб.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что стоимость мобильной буровой грузоподъемностью 225 тонн — около 90 млн руб., стационарной грузоподъемностью 320 тонн — 700–800 млн руб. Основные российские игроки сегмента, по оценке аналитика,— «Уралмаш НГО» (около 70% российского рынка тяжелых буровых) и Урало-Сибирская промышленная компания.