Промежуточные результаты I квартала 2009 года говорят о том, что операционная прибыль Nokian Tyres оказалась даже меньше, чем прогнозировали аналитики, опрошенные Reuters. В промежуточном финансовом отчёте, обнародованном 7 мая, говорится, что прибыль до уплаты процентов и налогов составила минус 2,7 млн евро по сравнению с прошлогодними 54,4 млн евро. Одиннадцать аналитиков, опрошенных Reuters, прогнозировали, что операционная прибыль составит 4 млн евро. Объемы продаж в I квартале составили 155,6 млн евро, что на 36.8% ниже, чем в прошлом году. При этом если в I квартале 2008 года компания получила прибыль в размере 41,5 млн евро, то за первые три месяца 2009 года понесла убытки на общую сумму 10,4 млн евро. Аналитики предполагали, что компания потеряет лишь 7 млн евро, пишет шинный портал colesa.ru.

«В I квартале объемы продаж Nokian Tyres снизились до уровня аналогичного периода 2006 года, - отметил президент и генеральный директор компании Ким Грэн (Kim Gran). – Мы не получили прибыли ввиду низкого спроса, затрат на оптимизацию производства, девальвации валюты на наших основных рынках и сезонного ослабления нашего ассортимента. Мы делаем все возможное, чтобы привести наше производство в соответствие с изменившимися рыночными условиями».

«Объемы продаж снизились в соответствии с общими рыночными тенденциями, особенно в России, но нам удалось сохранить свою рыночную долю на ключевых рынках. В Северной Америке, к примеру, наши продажи выросли. В этом году продаж зимних шин было меньше, потому что мы отложили поставки до конца года».

«Что касается производства, мы приняли необходимые меры еще в конце 2008 года. Большинство шагов по оптимизации (совершенствование структуры затрат и рентабельности) были осуществлены в I квартале этого года, так что результаты будут видны во II половине 2009 года. Доля российского завода выросла, что помогает нам защитить свою рентабельность. В то же время девальвация валюты и меры, направленные на преодоление связанных с этим рисков, ослабили наше финансовое положение. Повышение цен и сезонное расширение ассортимента плюс увеличение доли зимних шин позволит сделать приемлемыми средние цены и получить прибыль, начиная со II квартала».

По сравнению с прошлым годом объемы продаж Nokian в скандинавском регионе снизились на 27,1%, в России и странах СНГ – на 57,3%, а в других странах Европы – на 19,7%. Продажи в Северной Америке, напротив, выросли на 26,2%. При этом стоимость сырья выросла в I квартале на 17% по сравнению с прошлым годом.

Продажи легковых шин упали на 38,2% до 117,4 млн евро, а операционная прибыль в этом сегменте составила 16 млн евро (в прошлом году – 65 млн евро). Темпы падения продаж сопоставимы с общими рыночными тенденциями, но в Швеции Nokian удалось увеличить свою рыночную долю, а в Северной Америке и Швейцарии объемы продаж увеличились.

Объемы продаж тяжелых шин также сократились – на 54,9% до 12,6 млн евро. Операционный результат равняется минус 2,2 млн евро, тогда как в прошлом году была прибыль – 6,3 млн евро. Показатели этого сегмента ухудшились из-за низкого спроса и затрат на оптимизацию производства. При этом компания подчеркивает, что меры, направленные на регулирование производства относительно потребительского спроса, начатые в конце прошлого года, будут приниматься и далее. Главная цель этих шагов – сократить объемы производства на 50% к концу 2009 года. Как говорится в заявлении компании: «В этом году мы сфокусируем свое внимание на привлечении новых покупателей, ускорении процесса разработки новых товаров, а также на новых схемах логистики и обслуживания потребителей».

Продажи грузовых шин Nokian достигли в I квартале 4,3 млн евро – на 12,1% меньше по сравнению с прошлым годом, а рыночная доля в Европе сократилась более чем на треть. При этом были освоены новые рынки в Восточной Европе. Ассортимент грузовых шин состоит в основном из зимних шин, которые не очень хорошо продаются в начале года, но новые шины, выпущенные в начале года, вкупе с низкими ценами на сырье должны обеспечить получение прибыли во время остальных трех кварталов.

Общемировая рецессия привела к снижению производства и продаж в автомобильной индустрии. Глобальная тенденция падения спроса на шины, которая стала очевидной в конце 2008 года, еще более усилилась в I квартале нового года. Продажи пассажирских шин на вторичном рынке снизились и в Скандинавии, и в остальной Европе, а поставки шин в Россию и страны СНГ сократились еще больше. Сокращение выпуска автомобилей привело к избыточному предложению летних шин. Рынок грузовых шин переживает спад, а спрос на специальные тяжелые шины сократился наполовину по сравнению с прошлым годом. Из-за девальвации валюты в России, Украине, Швеции и Норвегии пришлось повысить стоимость продукции.

Экономика стран – главных рынков для Nokian Tyres – России, а также стран Скандинавии и СНГ, находится в состоянии спада, и их валовой национальный продукт в 2009 году станет меньше. При этом продажи новых автомобилей снизятся на 30-45%, и такими же темпами будут снижаться и продажи шин в России, тогда как страны Скандинавии будут затронуты меньше. В то же время спрос на зимние шины, а, следовательно, и их цена, останутся более стабильными по сравнению с остальным рынком. В этом году предсезонные поставки зимних шин будут осуществлены значительно позже, чем в прошлом, ближе к самому сезону.

Объемы продаж сети Vianor составили 40,3 млн евро – на 13,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хотя операционный результат составил в I квартале минус 11,6 млн евро, Nokian отмечает, что рыночная доля Vianor выросла по сравнению с прошлым годом. Самыми успешными национальными сетями стали Vianor USA и Vianor Switzerland, которые отмечают значительный рост продаж, в течение I квартала было продолжено регулирование структуры затрат, и были приняты такие шаги, как закрытие неприбыльных филиалов, сокращения рабочих мест и снижение уровня запасов. Результаты будут ощутимы уже во второй половине 2009 года. В конце I квартала сеть Vianor включала в себя 520 отделений в 15 странах. За первые 3 месяца этого года сеть выросла на 13 отделений.

«В 2009 году мы планируем улучшить управление финансовыми потоками путем снижения запасов и сокращения инвестиций, - заявил г-н Грэн. – Мы также продолжим расширять сеть Vianor для более эффективной дистрибуции. Сильные дилеры, продуманная сезонная логистика и новая продукция дадут нам шанс закрепить и усилить свои позиции на ключевых рынках».